Необходимое и достаточное.

Sep 30, 2007 20:04


Первая недельная глава Торы начинается с описания создания мира. Первый комментарий Раши на первое предложение Торы звучит по меньшей мере странно: Если Тора - это книга заповедей, то её нужно было начинать с совершенно другого места, а именно - с первой заповеди о новом месяце, данной евреям еще в Египте. При попытке “оправдания” автора Торы Раши предлагает ещё более странную причину, по которой Тора начинается именно так - если народы мира будут говорить что Израиль силой забрал чужую землю, то тогда ответом будет как раз сам процесс создания мира - Создатель владеет всем миром и распоряжается им, как ему захочется.

Это мягко говоря необычное объяснение имеет целый ряд смысловых уровней, и существуют в буквальном смысле слова сотни, если не тысячи, комментариев, объясняющих смысл этого высказывания. Остается вопрос: зачем нужно все остальное содержание Торы между недельной главой Берешит и главой Бо, где собственно и даны две первые мицвы - о пасхальном агнце и еврейском календаре? В эти “ненужные” 15 глав попадает большинство сюжетов Торы: Адам и Хава, Каин и Хевель, Ноах, Авраам, Ицхак и Яааков.

Известное выражение ”дерех эрец кадма леТора” (Моральное поведение предшествует Торе) позволяет понять, о чем идет речь (Ваикра Раба 9:3). Все эти истории - о гостеприимстве Авраама, самообладании Ицхака, праведности Йосефа и т.д. должны указывать нам, какая огромная психологическая работа должна быть произведена для того, чтобы мы смогли достичь уровня, на котором мы сможем воспринять Тору в полном объеме. Терапевтическая работа по изменению черт характера и есть одна из основных задач этого мира.

Аризаль акцентирует наше внимание на том, что работа над качествами характера - тем что в наше время принято называть структурой личности - настолько важна, что нужно остерегаться действий, ведущих к приобретению негативных черт характера с ещё большей тщательностью, чем от действий запрещенных самой Торой (Шаарей Кдуша 1:2). Речь идет о достаточно простом психологическом принципе: самым надежным и статистически достоверным фактором, предсказывающем наше поведение, является наше поведение в прошлом.

Именно этот принцип лежит в основе популярного выражения ”привычка-вторая натура”. ́Что и является одной из причин, по которой первая книга Торы, книга Берешит, дает описания архетипов - моделей поведения нашей предков, изучив которые мы сможем изменить себя настолько, чтобы получить шанс воспринимать Тору в её полноте.

Хумаш, Берешит, Психология

Previous post Next post
Up