Как я уже упоминал ранее, в нашей компьютерной академии преподавателям относительно часто приходится проходить собеседования по удалёнке. Курсы для студентов у нас сменяются раз в несколько месяцев (одни курсы заканчиваются и сразу же начинаются другие), при этом у каждой возрастной группы есть своя программа. То есть, если преподаватель занимается с группами разных возрастов, то смена курсов происходит у разных групп в разное время и преподаватель проходит собеседование с тестированием знаний (по начинающемуся курсу) в несколько раз чаще, чем если бы он занимался только с одной группой.
Почему используется собеседование (тестирование) по удалёнке? Потому что я работаю в филиале академии, а центральный офис находится в другом городе. Сотрудники местной администрации академии не уполномочены проводить решающие собеседование и проверку знаний преподавателя (какое-то собеседование сначала проходит, конечно, и на местном уровне).
Собеседование с тестированием у нас организовано через специальный веб-сервис, для входа на который используется обычный браузер. Конечно, при входе на веб-сервис потребуется ввести свои логин и пароль.
Собеседование с тестированием проходит по отдельному для каждого курса плану. Этот план подразумевает ряд этапов, которые нужно проходить один за другим в определенной последовательности. Некоторые этапы представляют собой анкету или тест, которые нужно заполнить, ответив на вопросы или присоединив и отправив файлы с нужной информацией. Другие этапы инструктируют преподавателя по тому, что нужно сделать в тестировании и как преподавать данный курс. И есть этапы, на которых нужно записывать ответы на вопросы, отправляя видео с ответом экзаменатору (ментору).
Для тестирования вам предоставляется рабочее место с настольным компьютером в аудитории академии (из дома проходить тестирование нельзя). На компьютере уже установлены нужные программы (браузеры, инструменты для конкретного курса и так далее). Компьютер работает под управлением операционной системы «Windows 10». Вам предоставляют гарнитуру (наушники с микрофоном) и веб-камеру, которую можно прицепить на верхнюю кромку монитора. Очевидно, что компьютер подключен к интернету.
Проблема первая: путаница со способами записи видео
Сейчас я уже немного подразобрался в способах записи видео, доступных при таких собеседованиях (тестированиях). А поначалу было не очень понятно, что вообще происходит и где. Дело усложняется тем, что видео нужно записывать тремя разными способами:
1. В начале тестирования вас могут попросить рассказать о себе в течение 5 минут. Этот рассказ будет записываться на видео. (Корпоративному веб-сервису предоставляется доступ к веб-камере и микрофону настольного компьютера, на котором вы проходите тестирование.) Для запуска записи вашего рассказа нужно просто нажать на кнопку запуска записи видео в интерфейсе корпоративного веб-сервиса в браузере. (Предварительно вы должны проверить работоспособность микрофона гарнитуры и веб-камеры, а также то, что веб-камера направлена в нужном направлении - на ваше лицо.) Как только вы закончили свой рассказ, нужно нажать на кнопку остановки записи в интерфейсе корпоративного веб-сервиса в браузере. После этого полученное видео можно воспроизвести и посмотреть результат, а затем отправить отдельной кнопкой экзаменатору (ментору).
2. Запись видео при техническом интервью. Техническое интервью состоит из ряда вопросов (около десятка или немного больше/меньше). Вам предоставляют видеозапись вопроса, после которого запускается счетчик времени на ответ (время на ответы в техническом интервью ограничено несколькими минутами на каждый вопрос). Запись вашего ответа запускается автоматически, никуда нажимать для этого не нужно. Как только вы закончили ответ, нужно нажать на кнопку остановки записи ответа в интерфейсе корпоративного веб-сервиса в браузере. Пройти техническое интервью можно только один раз, перезапуск технического интервью с начала невозможен.
3. Запись так называемого «
скринкаста» (от англ. «
screencast») при выполнении практических заданий. При предыдущих двух способах записи видео вы записывали своё лицо и свой голос. Скринкаст - это видеозапись происходящего на экране вашего настольного компьютера, снабженная вашими голосовыми комментариями. Например, вам дали практическое задание - создать простую анимацию с помощью графического редактора «GIMP». Вы запускаете запись скринкаста, при которой показываете свои практические умения на экране компьютера, одновременно комментируя свои действия в микрофон.
Для записи скринкаста на настольном компьютере, на котором происходит тестирование, установлена специальная программа - «
Monosnap». Для запуска и остановки записи скринкаста вы пользуетесь интерфейсом этой программы, сохраняете видеозапись со звуком в файл и загружаете этот файл на корпоративный веб-сервис с помощью специальной кнопки в интерфейсе корпоративного веб-сервиса в браузере.
Я несколько раз путал запись видео для рассказа о себе с записью скринкаста при выполнении практического задания. Вот ты сидишь минут десять, рассказываешь, показываешь выполнение проекта, скажем, в графическом редакторе «GIMP». А в конце глядь: ты записал своё лицо, а не скринкаст (действия на экране). С записью аудио при этом всё в порядке, видно, что ты что-то делаешь на экране и комментируешь свои действия, только не видно, что там за действия. Такая ситуация очень выбивает из колеи: ведь придется заново записывать скринкаст выполнения проекта и тратить на это десять минут. При этом нужно учитывать, что общее время тестирования ограничено!
Проблема вторая: можно забыть включить запись звука в программе «Monosnap»
После установки и запуска программы «Monosnap» (загрузить эту программу с ее сайта и установить на свой компьютер можно бесплатно; там есть платные функции, но в целом этой программой можно пользоваться бесплатно) на экране вашего компьютера появится так называемая «дропзона». Эта дропзона представляет собой маленькую квадратную картинку с логотипом программы. На нее можно нажать мышью, чтобы открыть меню программы. (Эту дропзону можно «скрыть», то есть убрать в область состояния панели задач [системный трей] системы «Windows 10». Позже дропзону можно вернуть. Манипуляции со скрытием/возвращением дропзоны не означают выхода из программы. Для выхода из программы в меню программы есть пункт «Выход».)
Дропзона программы «Monosnap» над системным треем панели задач в моей системе «Windows 10».
Дропзона обычно полупрозрачна и находится поверх ярлыков рабочего стола.
Дропзону можно перемещать мышкой. При наведении мышки дропзона становится яркой.
Запись скринкаста с помощью программы «Monosnap» можно начать, выбрав пункт «Записать видео» в меню программы. После запуска скринкаста запись не начнется сразу. Сначала будет открыто окошко для настройки доступа к веб-камере и микрофону. В этом окне есть четыре кнопки с иконками и одна кнопка с надписью «Запись». Кнопка с изображением микрофона и кнопка с изображением веб-камеры не должны быть зачеркнутыми (если они зачеркнуты, это означает, что программа не смогла найти доступ к микрофону и/или веб-камере). После нажатия кнопки «Запись» запустится запись скринкаста.
Окно проверки оборудования и настроек перед запуском скринкаста.
Кнопка веб-камеры зачеркнута: в данный момент у меня веб-камера вообще не подключена.
Без веб-камеры запуск скринкаста возможен, так как в видео попадет изображение с экрана.
Несмотря на то, что кнопка микрофона не зачеркнута, следует проверить, что звук включен.
На этом этапе следует обязательно заглянуть в настройки программы «Monosnap» с помощью кнопки с изображением шестеренки (даже если видно, что программа нашла доступ к видеокамере и микрофону). Дело в том, что по умолчанию в программе «Monosnap» часто включена настройка «Не записывать звук», даже если программа успешно получила доступ к микрофону. Нам нужна запись комментариев преподавателя в скринкасте, поэтому звук следует включить. Это можно сделать в настройках программы, в разделе настроек «Видео», настройка «Аудиовход» (поменять в списке значение «Не записывать звук» на название нужного микрофона).
Если вы забудете проверить звук, то рискуете записать скринкаст без звука. На видео будет видно, что и как вы делаете, но не будет слышно ваших комментариев. А комментарии являются важной частью тестирования преподавателя, потому что экзаменатор (ментор) оценивает в том числе то, как вы передаете знания голосом. В этом случае может понадобится записать скринкаст заново, это очередная обидная потеря времени и энергии.
Проблема третья: можно забыть сохранить запись из «Monosnap» в файл
Окно инструментов программы «Monosnap» во время скринкаста.
Чтобы закончить запись скринкаста, вам нужно нажать на кнопку с изображением квадрата (кнопка «Стоп») в окошке с панелью инструментов программы «Monosnap». Обычно это окошко располагается вверху экрана (это окошко появится после того, как вы запустите запись видео для скринкаста, одновременно с окошком проверки оборудования и настроек). После остановки записи скринкаста откроется окно программы «Monosnap», предназначенное для просмотра полученной видеозаписи и сохранения ее в файл.
Тут не следует торопиться! Если вы закроете это окно крестиком в правом верхнем углу окна, то видеозапись скринкаста сохранена не будет! Несколько раз я это второпях проделывал, потом записывал скринкаст заново. Новая запись занимает минут десять. Это очень обидно. Я привык, что в таких случаях программы спрашивают у пользователя о необходимости сохранения несохраненных данных. Программа «Monosnap» ничего не спрашивает, просто закрывает окно, и видеозапись теряется.
Проблема четвертая: некоторые инструменты работают некорректно при запущенной «Monosnap»
Проходил сегодня тестирование по графическому редактору «GIMP», измучился страшно. Насколько я понял, программа «Monosnap» конфликтует с редактором «GIMP»: многие кнопки работают нестабильно, не нажимаются или не отжимаются; некоторые флажки не получается снять или установить и так далее. Продираешься через это с трудом. То, что делал дома за несколько минут, занимает десять минут. Не знаю, как это исправить. Возможно, следует подыскать другую программу для скринкаста (программу, которая не будет конфликтовать с редактором «GIMP»).
Конфликт происходит только при запуске записи скринкаста. Если запись скринкаста не работает, программы «Monosnap» и «GIMP» не конфликтуют.