Очередной культурмультур

Sep 14, 2014 20:12


В Екатеринбурге состоялся небольшой культурный скандал. В ДК им. М.В. Лаврова - концертной площадке, на базе которой работает Уральский центр народного искусства, - появился новый арт-директор. Некто Денис Малиновский. Креативный молодой человек хвалится перед музыкантами тем, что никогда не был на их выступлениях. А зачем? Он, видите ли, конструирует новый образ Центра. Это очень известная история: креативный менеджмент противопоставляет себя консервативному трудовому коллективу. Как я понимаю, претензий у коллектива к арт-директору достаточно, но «точкой проявления» конфликта стал запущенный в сеть рекламный ролик:

image Click to view



Ролик, призванный «пиарить» Центр, вызвал, однако, негодование коллектива. Мужская часть Уральского государственного русского народного оркестра поспешила откреститься от такого «пиара»:

image Click to view



Попробую разобраться, что произошло. Утверждается, что ролик «Маша с Уралмаша» в интернете быстро набрал популярность. И это неудивительно: как раз никакой креативности в нём нет. Это стандартный, предсказуемый, несмешной этюд про гопников. Гопники - «общее место» современного юмора. Про «гопоту» снимаются популярные телесериалы, про них шутят в камеди-клабах, камеди-баттлах и прочей камеди-халтуре. Гопник заместил «чукчу», «блондинку» и «тёщу». В принципе, это знак, сигнализирующий «В этом месте пора смеяться».

В Перми этот образ эксплуатировали не только создатели «Реальных пацанов», но и «рэпер Сява», а также театр Сцена-Молот, поставивший спектакль «Засада» с рэпером Сявой (Вячеславом Хохалкиным) в главной роли. Отметился на этой теме и дизайнер всея Руси Артемий Лебедев: "…плакат с молодым человеком в кепке и трениках, сидящим в позе известной скульптуры Огюста Родена, был не принят в качестве официальной рекламы года культуры в Москве". Тоже, наверное, любитель роликов про «Коляна». Между прочим, тему «пацана с окраины» по-настоящему наше искусство так и не раскрыло. А тема очень серьезная: адресую к сборнику «Молодежные уличные группировки», вышедшему в Институте этнологии и антропологии РАН под редакцией Дмитрия Громова.

Итак, перед нами вульгарно и неумело сделанная реклама. Девушка в сарафане и гопники в шапочках на ушах, почему-то за кадром звучит Бородин в безвкусной обработке, девушка подмигивает молодым людям и ведет их в «храм искусства». Что же так возмутило музыкантов? Об этом даны многочисленные разъяснения - например, порталу 66.ru. В ролике показаны взаимоотношения между Центром, который олицетворен флиртующей девицей, одетой в сарафан (ладно хоть без кокошника), и аудиторией района, воплощенной в образе трех «пацанчиков». Музыканты не могут идентифицировать себя с девицей (они говорят, что стиль Ксении Собчак им чужд - им ближе Настнька из сказки «Морозко»), а свою аудиторию - с гопотой.

Что такое народный хор и народный оркестр? Это совершенно особая среда, с особыми эстетическими идеалами. Нет ничего загадочнее народного искусства в аутентичном исполнении - похоронных плачей, исполняемых вдовами, колыбельных, исполняемых матерями и т.д. Профессионализация народного искусства - это специфический процесс, когда эстетический идеал, заложенный в фольклоре, доводится до исполнительского совершенства. Чтобы этим заниматься профессионально, нужно этому эстетическому идеалу отдаваться, служить ему. Миссия народных хоров и оркестров - передавать этот загадочный эстетический идеал слушателю, хранить идеал и оберегать его. Поэтому ничего удивительного в реакции оркестра нет.

Удивительна для меня реакция на эту реакцию:

1) Вот как неосторожно высказался о скандале сам Денис Малиновский:



Это скрин. Оригинал удален

Во-первых, заслуженный дирижер, насколько мне известно, этого господина «не посылал». Во-вторых, музыканты к нестандартным вещам готовы - только вот арт-директору ничего больше в голову не придет, кроме как сбацать какую-нибудь туфту на балалайке. Он что - не понимает, что музыканты хотят заниматься музыкой, а не приколами? Интересно, что один из авторов ролика предлагает балалаечникам играть хиты Мадонны (вот в этом видео). Ну, офигеть как креативно!

Обнаружив, что коллектив пошлость не приемлет, креативщики обвинили коллектив в антикреативности.

2) Странную идею запустили екатеринбургские СМИ: «Неясно становится, почему так жестко отреагировали на деятельность своих же пиарщиков сами музыканты, ведь в конечном итоге задача у всех одна - привести слушателей в зал. Не будем исключать, что развернувшийся вокруг этого ролика скандал - и есть основная часть рекламной кампании, а не только видеоролик, собравший множество просмотров на Youtube и вызвавший бурное обсуждение в комментариях» (цитирую сайт Культурмультур).

Мысль о том, конфликт искусственный, повторяется во многих материалах. Вы там головы-то включите! Музыканты хотели бы привлечь побольше народу, но не «в конечном итоге». У музыкантов «в конечном итоге» - музыка, эстетический идеал. И вы даже представить себе, вероятно, не можете, как тяжело и даже травматично для консервативного коллектива выходить в сферу современной, интернетной и телевизионной, публичности. Чтобы потом написали, будто они хотят себе популярности добавить.

3) Ведь тебя тут же начинают комментировать. И, как правило, твой идеал высмеивать, опошлять. Николай Коляда (драматург и режиссер, видный уральский культуртрегер) отреагировал так:

Мама дорогая, у меня слов нет ...
Это они серьезно?!
Деменьшин, Итунин, Долинин - они вас балалайками в темном подъезде поубивают ... ))))))))

Дело в том, что актеры, сыгравшие гопников, ученики Коляды. Что говорит театральный деятель? По сути, что ребята шутки не поняли (как же можно, мол, «серьезно» к этому относиться?). И комментариев на тему отсутствия у музыкантов чувства юмора - очень много. Послушайте, у всего оркестра, что ли, чувство юмора отсутствует? Знаете, смех вещь субъективная. Шутки не бывают «объективно смешными». Это зависит от установок субъекта. В данном случае были задеты некие установки (еще раз повторю это ключевое слово - «эстетический идеал»), которые общественность желает игнорировать. А почему она их игнорирует? Общественность вообще не понимает, что такое идеал?

Не надо думать, что перед нами конфликт консерваторов с новаторами. Всё печальнее. Современная «большая культура» живет в состоянии сбережения эстетических идеалов, когда значительная часть общества вообще без них обходится. Никто не понимает, что именно мешает музыкантам принять этот «прикол». Пиарщики делают свою работу, музыканты - свою. А цель у них, оказывается, общая. В общем, культур-мультур. Ребята молодцы - и играют они великолепно. И дирижер у них по-настоящему заслуженный. Говорите, они шуток не понимают? А может, это мы забыли, в чем смысл и назначение искусства?

креативный класс, культурная политика

Previous post Next post
Up