власть и педагогика

Sep 20, 2013 10:36


Владимир Путин выступил на Валдайском форуме. Произнес очень хорошие, почти сплошь правильные слова. Слова, которые давно произносят в политических кружках, на кухнях и в курилках, на патриотических круглых столах. Он озвучил оформляющуюся доктрину патриотического большинства. Ничего глубоко концептуального и даже до конца идеологического я в этой речи не нахожу. Но лично мне она понравилась - и не только мне: стенограмма выступления Путина вышла в "топ ЖЖ".

Вот что мне понравилось особенно: "Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи. Здесь очень много зависит от учительского, преподавательского сообщества, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок. Это сообщество говорит на одном языке - языке науки, знания, воспитания. И это на огромной территории - от Калининграда до Владивостока. И уже тем самым это сообщество, имея в виду учительское, преподавательское сообщество в целом, в широком смысле слова, скрепляет страну. И поддержка этого сообщества - один из важнейших шагов на пути к сильной, процветающей России".

Заявлена стратегическая роль преподавательского сообщества. Педагогического сообщества. Это прекрасно. Я, однако, имею представление о том, как проходят все диалоговые площадки между властью и педсообществом. Власть спрашивает: "Ну, так что?.." Как правило, у власти нет даже четко сформулированного вопроса. Сообщество в ответ говорит о своих бедах, называя, в первую очередь, низкие доходы. Даже здесь разговор "чисто конкретный": зарплаты, ставки, сокращения, бюджетное и внебюджетное финансирование. Вроде разговор о "духовных скрепах" нужно начать, но языка для такого разговора нет ни у представителей власти, ни, как ни парадоксально, у компетентного сообщества. Ну, поговорят за все хорошее против всего плохого - и вновь сойдут на ставки, подушевое финансирование, сокращение, бюджет-внебюджет. Имеют полное право, конечно.

Зарплаты преподавателей, в принципе, растут - и профессия учителя в иных регионах становится, сложно поверить, престижной. Молодые здоровые парни идут учить детей. Но главные шаги не сделаны. Власть должна предложить сообществу не деньги (и много ли стоит такая опорная сила, которая просит в первую очередь денег?), а позиции. Участие в формировании повестки дня, особая контр-элитная функция, право решающего экспертного мнения... Не Высшая школа экономики, не московские эксперты, а огромная корпорация педагогов средней и высшей школы со всех регионов - должна эти позиции получить. Точнее, получить право покупать позиции сверхтяжелым трудом - педагогическим и концептуальным. Стоило бы, кстати, под эти функции ослабить бюрократический гнет, под которым живет сообщество: хотя бы "сократить переписку", как говорили в XIX веке. Да и вообще искоренить вечную униженность и оскорбленность учителя.

образование, патриотизм

Previous post Next post
Up