белые ночи и черные дни

Jun 18, 2013 11:02

Я хочу обратить ваше внимание на текст Никиты Федотова и предложить свой текст по этому же поводу. Из заметки Никиты Федотова «Под покровом Белых ночей»:



«И пока идея интеграции в Запад была главной и определяла консенсус политических элит, Гельман получал поддержку на федеральном уровне. В какой-то момент в политической элите наметился раскол. Эксперты связывают это с выдвинутыми России на Западе новыми условиями интеграции - вхождения в Европу по частям, с потерей государственного суверенитета. Это определило раскол элиты на консервативную часть, не готовую пожертвовать целостностью России, и либеральную, стремящуюся на Запад любой ценой, даже ценой очередного дробления страны (Перестройка - 2). В контексте запуска новой перестройки появляется проект Гельмана по децентрализации России («Культурный альянс»), очень созвучный идее Ельцина о суверенитетах (об этих параллелях Гельман говорит прямо), который ставит под угрозу целостность страны. Ведь формирование новой идентичности на различных территориях России приведет к разрушению единых культурно-исторических скреп, сдерживающих на сегодняшний день расползание страны».
Читать статью «Под покровом Белых ночей»...

Позволю себе развернутый (очень развернутый) комментарий.

О том, что происходит в политическом закулисье фестиваля «Белые ночи в Перми». На Марата Гельмана, действительно, пришел заказ. Он это не выдумал - следы политической «заказухи» налицо. Начну с того, что старт антигельмановской кампании дала статья в «Известиях», где прозвучали странные данные по поводу зарплаты директора музея. Я понятия не имею, какая у него зарплата - и какая мне разница? Думаю, что Гельман реально работает (на ниве культурной деструкции) засучив рукава, в отличие от Ильи Пономарева в Сколково. Власть готова ему за это платить такие-то деньги. Спрашивать надо с власти, а не с Гельмана. В той же статье была какая-то информация о письме пермской интеллигенции к губернатору против Гельмана - информация, судя по всему, недостоверная (как и сведения о доходах директора музея). К тому моменту было только прошлогоднее письмо, историю которого я знаю в деталях: я лично составлял текст по поручению круглого стола, на котором обращение к губернатору обсуждалось (потом вносились правки, дополнения и т.д., т.е. я не автор, не вдохновитель, не идеолог, а только тот, кто записал и оформил).

Итак, статья в «Известях» носила странный характер. Была и еще одна статья - «Пермская культурная махинация» на сайте «Новое информагентство». Эта статья была в разы компетентнее публикации в «Известиях», но опубликована была на нераскрученном ресурсе (прошу запомнить одну деталь: под материалом о Гельмане нет ни одного комментария от пользователей). Кстати, статус этого сайта вызывает у меня лично вопросы. Впрочем, гадать не буду - каждый сам может просмотреть материалы этого ресурса. Замечу только, что коммерческой рекламы там нет, а статьи написаны довольно ловко - работают профессиональные журналисты. Потом какие-то молодые люди (точнее, в основном, девушки) вышли пикетировать фестивальный городок с лозунгами, цитирующими статью на «Новом информагентстве». Именно так: на транспарантах были цитаты из статьи «Пермская культурная махинация». Вот, оказывается, сколько шуму наделала статья - даже независимые гражданские активисты вдохновились ее содержанием. Эти независимые так потом и пропали. Зачем выходили? Чего хотели? Что за одноразовая акция такая? Потом был заявлен еще то ли митинг, то ли пикет возле самого гельмановского музея PERMM. Но его организаторы отменили (то ли народу не собрали, то ли кураторы дали отбой). Но многие СМИ сообщали потом, что митинг прошел. Ни один состоявшийся антигельмановский митинг так не раскручен, как вот этот несостоявшийся полупикет. Ну, организаторы несостоявшегося митинга (якобы студенты) разослали пресс-релиз. Для СМИ достаточно (кто хочет манипулировать СМИ, запомните это!) пресс-релизов, чтобы писать свои материалы. Я просто знаю, как некоторые столичные прославленные журналисты писали критические статьи о нас на основании наших же пресс-релизов и пост-релизов. Остальное - высасывали из пальца. В этом и заключается работа журналиста (как учит пример либеральных СМИ): высосать статью из пальца. Статью желательно разгромную.

Все стали ссылаться на две статьи: одну недостоверную, а вторую - незаметную. Кстати, информация из той незаметной статьи неоднократно озвучивалась и ранее - в том числе нами. Но главное-то в том, что «культурная махинация» давным-давно длится, и самые неопровержимые разоблачения давным-давно дал официальный (!) орган - Контрольно-счетная палата. Отчет КСП о проверке «пермского проекта» давно стал достоянием общественности - самым подробным образом его цитировали пермская «Звезда» и журнал «Наш современник». Ссылок на данные КСП в сети - до фига, прошу прощения! Но именно сейчас, после публикации каких-то мутных статей (одной недостоверной и одной никому не известной) начались аж письма в прокуратуру. Какие-то прикамские интеллигенты попросили прокуратуру проверить Гельмана. Но и не только интеллигенты. Быстро как-то забылось, что первое обращение в прокуратуру было направлено инициативными гражданами патриотического направления - половина подписей принадлежит активистам движения «Божья воля». Знаете такое?

Я немного расскажу. (Чувствую, скоро стану специалистом по политическому православию.) Есть такой персонаж - Дмитрий Цорионов. В сети он фигурирует под именем Дмитрий Энтео. Он пикетировал против тех, кто пикетировал против суда над Пусси Рает (Райот? как в русской транслитерации эту мерзость-то писать? буду использовать аббревиатуру ПР), которые что-то там манифестировали против Патриарха (потом их адвокаты говорили, что против Путина, но это не так - и это очень легко проверить; это был именно плевок в Патриарха и всю консервативно-православную общественность). В общем, именно группа Дмитрия Энтео изображала православную общественность возле здания суда, именно действия этой группы чаще всего освещались либеральными СМИ и креативными блогерами как образцы православного мракобесия. Дмитрия показал по телевизору Аркадий Мамонтов в передаче про ПР. Это Дмитрий сорвал с какого-то перенька майку с изображением ПР, когда паренек садился в поезд. Акция была заснята на видео, а Мамонтов рассказал о ней как о поступке простодушного и неравнодушного русского православного парня, который увидел майку, возмутился за русскую веру - и сорвал с богохульника богомерзкую шмотку. Разумеется, это просто одна из многих провокативных акций Цорионова. Таких за ним и за его группой много. Кстати, хоть их и подают как агрессивных хулиганов, они очень любят апеллировать к полиции (в риторике это называется «аргумент к городовому»). И не так давно было оформлено движение «Божья воля», координатором которого назначен Дмитрий Цорионов. О деятельности этого движения время от времени повествуют, кстати, «Известия». Может, не только «Известия», но лично мне попадались материалы о «Божьей воле» только в «Известиях». У меня есть такая филологическая память: я запоминаю, что и где я читал. Если я говорю «где-то прочитал», значит, я, скорее всего, помню где, но не считаю нужным упоминать. Так вот, про «Божью волю» я читал на сайте «Известий». В том числе новость об образовании этого движения (кстати, там вновь информация была неточная).

Эта самая «Божья воля» и Дмитрий Энтео за Гельманом ходят хвостом. Их провокации дополняют его провокации. Рекомендую статью Марины Волчковой «Шоу “креативщиков” и казаков». Там описан инцидент, когда «казаки» (автор статьи креативщиков пишет в кавычках, а я вот в данном случае «казаков» хотел бы закавычить), ворвавшись на спектакль про ПР, органично вписались в это шоу. Так вот, в некоторых источниках упоминается, что в рядах этих «казаков» были Цорионов и его команда. Стоп… А вам, дорогие друзья, не кажется, что без Цорионова вся замануха с ПР лишилась бы своей соли? Ну, если б не было «активной» православной молодежи возле здания суда, если б никто не срывал маечку с несчастного паренька, которому пришлось ехать в электричке полуголым, если б никто не ворвался на спектакль, в котором одну из главных ролей исполнял Гельман… То есть ребята типа Цорионова поддерживают градус провокативности. А если таких ребят не так уж и много? То есть тех, кто до глубины души возмущен поведением ПР и всей либеральной фронды, тусовавшейся вокруг либерастических новомучениц, - таких людей много. Но вот тех, кто срывает майки и выкладывает видео своего героического поступка в ю-тьюб, тех, кто врывается на спектакли с Гельманом, кто своими пикетами привлекает внимание к гельмановским выставкам - их не так уж много. Их мало. А что если часть их - не просто искренние православные граждане, а граждане, у которых есть кураторы и политические «консультанты»? Что если так?

Но я отвлекся от истории с фестивалем «Белые ночи». Короче говоря, первое обращение в прокуратуру подписано «Божьей волей». А потом появились другие обращения. Потом вдруг обнаружилась выставка про «Сочи - 2014». Тут уж возмутились спортсмены, возмутилось руководство края - в том числе губернатор Басаргин, который стал открещиваться от Гельмана («я, мол, с ним только один раз встречался и мы говорили о важности культуры для мира во всем мире и т.п.»). Подключились федеральные телеканалы, в том числе «Вести недели». В очередной раз поговорил о Гельмане Алексей Пушков - между прочим, единственный крупный тележурналист, который поднимал тему «Пермского проекта» всегда, честь ему и хвала. Пушков катком проехался по Гельману и всей его компании, но он это делает не первый раз, а остальные - с чего так возбудились? Что конкретно произошло? Поймите: ничего нового. Ни-че-го. Оскорбительная выставка, чрезмерный гонорар, провокативность, возмущение пермской интеллигенции, огромные траты… Это все происходит несколько лет. И федеральные СМИ не слишком интересовались этой историей. И православных активистов не было. Было осуждение со стороны православной общественности. А вот активистов - не было.

И молодежь (якобы самоорганизующаяся) на пикеты не выходила. Был один крупный молодежный митинг, собравший около 400 студентов - для Перми это много. Это единственный молодежный митинг (заметный) в истории Перми. И опять же - я историю этого митинга знаю, потому что участвовал и в самом митинге, и в его подготовке. Студенты вышли против закрытия их заведений. Но мы предложили еще и против культурной политики помитинговать, потому что закрытие учебных заведений и «красные человечки», поверьте, еще как связаны! Студенты не только не возражали, а самым активным образом поддержали идею включить культурную политику в повестку митинга. Они получили слово на трибуне - и рвали со всей яростью этого Гельмана, этого Мильграма и прочих ответственных за пермское культурное безобразие лиц. А знаете, что они скандировали? (Это очень сильное воспоминание - до сих пор мурашки бегут по спине, как вспоминаю). Когда мы стали завершать митинг, 400 студентов закричали: «Культура - это мы!» И они тогда прекрасно знали, что они говорят. И кому они это говорят. Интересно, что ни одно крупное СМИ о том митинге не обмолвилось, а о несостоявшемся недавно полупикете - написали.

Да простит меня читатель, что я так часто отвлекаюсь от истории с фестивалем «Белые ночи». Дальше начинаются гадания, кто, кого, кому заказал. То ли Кремль заказал Гельмана. То ли через Гельмана бьют по Басаргину. Сам Гельман сначала (на «Дожде», кажется) говорил, что статья в «Известиях» - это наезд на него, Марата Александровича. Потом стал говорить, что идет наезд на Басаргина. Сам Басаргин признал, что это наезд на него. Как все было на самом деле? Начался накат на Гельмана. И какой-то более мощный «антибасаргинский» субъект развернул накат в сторону губернатора. Игра элит, все дела… Гельман бравирует: открывает запрещенные выставки и заявляет, что готов уйти с поста директора пермского музея. Он, думаю, уже получил либо гарантии того, что останется, либо почетный отход наверх - поближе к министру культуры РФ Мединскому, который покровительствует Гельману и его пермским друзьям.

Могу сказать одно: о культуре никто в этой истории не думает. Кроме Гельмана, между прочим. Он эффектно продолжает культурную провокацию. О том, что именно творится в культурной политике, я говорил много раз. И с удовольствием скажу еще раз. Новая культурная политика = утилизация наследия (закрыть старые музеи, ДК, театры, загнать в культурное гетто всех «академистов» и т.д.) + модернизация сознания (отказаться от «совка» и «мракобесия» и обрести «европейскую» идентичность). Я могу часами подробно эту тему развивать. И о том, как на самом деле коллективный гельман относится к европейской культуре. И о том, какой дух царит в новом культурном царстве (мертвый дух). И о том, что коллективный гельман создан некогда энергиями ликвидации советского проекта, а ныне живет за счет специфической культурной коррупции. Это не вполне коррупция, а такое особое культурное явление, когда одна сплоченная тусовка получает всю полноту доступа к ресурсам культурной политики; кстати, ни в какой грандиозной коррупции я самого Марата Гельмана никогда даже не подозревал - там совсем иная мотивация. Так вот. У «патриотов» не должно быть иллюзий: никакого очищения от новой культурной политики нет - есть какая-то элитная игра. И даже если «пермский проект» закончится, всероссийский проект никуда не денется. Он будет реализовываться в специфическом формате, о котором я скажу далее. Думаю, я эту игру понимаю, но я не специалист, а время обязательно покажет, кто есть кто. Сейчас наша интеллигенция силится составитьочередное письмо к власти. И очень нужно, чтобы именно сейчас появилось такое письмо. Это очень нужно. Интересно, эти авторы готовящегося письма понимают, что их используют в чужой игре? И эту игру ведут не противники Гельмана персонального и коллективного. Ее ведут те, кому вообще плевать на культуру. Они убирают Марата Гельмана не под классику и академизм. И не совсем под патриотизм.

А теперь я напомню некоторые факты и сделаю банальный вывод. Когда-то мне запомнилось одно интервью на Russia.Ru: Максим Шевченко беседовал с Маратом Гельманом. Шевченко было слушать интереснее, но Гельман там дал некий политический прогноз, который был прост и изящен. Он сказал, что в России начинается борьба между «партией прошлого» и «партией будущего». Две партии - вот и все. «Партия будущего» - это, надо понимать, Болото, коллективный гельман и прогрессивная часть власти (так сказать, просвещенная бюрократия). Никаких альтернатив за пределами двух «партий» как бы нет. И вся политическая риторика Гельмана в дальнейшем была построена на этой красивой схеме. Красивой еще и потому, что на экране сидели воплощения этой схемы: Гельман от партии будущего и Шевченко от партии прошлого. И между ними шел взаимоуважительный диалог. Потом Шевченко приезжал в Пермь и выступал в музее Гельмана. Он читал лекцию о сакральном, о том, что только сакральное делает человека человеком, упоминал опыт Ирана, говорил о том, какую роль играет сакральное в политической и эстетической сферах. Гельман дал площадку «партии прошлого». Упомянутый мною ранее спектакль в центре Сахарова (шоу с «казаками») был инсценировкой суда над ПР: обвинителем выступал Швченко, а защитником - Гельман. Шевченко, кстати, очень комплиментарно «где-то» высказывался о Дмитрии Цорионове. Но это только штрих.

Гельман стал использовать выражение «православный иран». Мол, его оппоненты хотят превратить страну в «православный иран». И показывал всюду Шевченко - в качестве доказательства (я очень уважаю Максима Леонардовича и уверен, что сам он может красиво и подробно рассказать о своих политических идеалах, в которых нет никакого «мракобесия», как нет его ни в Иране, ни в высоком православии). Но Шевченко мало для демонстрации. А вот провокативная история с ПР - в самый раз. Я считаю, что Церковь вела себя очень сдержанно, но любая фраза от православного духовенства, любая акция от граждан типа Дмитрия Энтео - усиливалась в разы через динамики либеральных СМИ и социальных сетей. Схема должна была превратиться в реальность.

«Партия прошлого» - это как бы «совки» и «мракобесы». Гельман «где-то» договорился до того, что Сергей Кургинян хочет вернуть нас в СССР, «причем такой андроповский». «Андроповский», понимаете? Все, кто как-то следят за Кургиняном, понимают, какую глупость Гельман сморозил? Понимают, в каких «отношениях» находятся Кургинян и Андропов? А почему Гельман эту глупость сморозил? Потому что всех оппонентов надо уложить в «партию прошлого», чтобы от всех веяло только прошлым, окостеневшим, безжизненным.

И эта самая «Божья воля» (ее как таковой политически нет, но это очень показательный случай) очень удачно демонстрирует, что такое партия «православного ирана» в понимании именно господ типа Гельмана. Найти сайт «Божьей воли» нетрудно - и нетрудно убедиться в том, что я говорю правду. «Божья воля» борется против абортов, против либерализма, против коммунизма, против дарвинизма (!). Это ее официальные цели. На этом ресурсе размещаются статьи о том, что геоцентрическая модель Вселенной верна. Что Маркс был сатанистом (не безбожником, а сатанистом). Понимаете, на какой контенгент это все рассчитано? Это прекрасный образ обскурантизма и мракобесия. Возьмем другой пример - «Русскую народную линию», которой хорошую рекламу сделала «Суть времени». Там появляются еженедельно статьи против Кургиняна. Я понимаю, что Сергей Кургинян личность для многих неоднозначная - и вообще не думаю, что он ждет, чтоб его все полюбили. Но в этих статьях поражает даже не хамство. Не то, что выдергиваются и перевираются факты. Это случается (часто невольно) со многими политическими публицистами. Но это именно «неадекват», рассчитанный на партию обскурантизма и мракобесия. Кургинян - слуга сатаны, огнепоклонник, троцкист и проч. Там даже уже отвечать не на что - там просто «неадекват», и ничего больше. Я, как мне кажется, немного знаю православную культуру. Вся эта неадекватность к православию отношения не имеет. Ещё один образец этого сконструированного обскурантизма и мракобесия - передачи упомянутого мною Аркадия Мамонтова. Обратите внимание, что там на 100% все соответствует идеям "Божьей воли": либералы и большевики приравниваются, а идеалами объявлены охранительство и православные храмы (ничего против не имею, даже за, но нельзя же к храмам все сводить).

Я веду к тому, что реально запущен процесс создания «партии прошлого», «православного ирана», то есть царства реального обскурантизма и мракобесия. Реального, а не вымышленного креаклами. И делается это в две руки. Идет разогрев коллективного гельмана - и за счет этого разогрев всероссийской «Божьей воли». И вся история с ПР - это параллельная эскалация двух партий.

Что это за партии такие? Нельзя понять этого без другой, более фундаментальной схемы. Модерн умирает. Он уже мертв - этот европейский исторический проект, основанный на идеях рационализма, демократии, буржуазного порядка, прогресса, индустриального развития и т.п. И на смену ему приходят постмодерн (сладкая смерть в постисторическом гное) и контрмодерн (новое средневековье). Гельман зовет не в Европу Рене Декарта, а в Европу Мишеля Фуко. Не в «протестантскую этику», а в гей-парад. И никаких следов высокой Европы в культурных проектах Гельмана нет и в помине. Есть только европейский постмодерн. Это банально, но это именно так на 100%. Гельман вообще банален. А с другой стороны есть партия русского контрмодерна. Она связана не только со «спецправославием», но и с белоэмигрантщиной, например. На нашу землю (и по нашу душу) пришли русский постмодерн и русский контрмодерн. И они оба неистовствуют, стягивают вокруг себя политические ресурсы. Между ними есть стратегический консенсус: они зачищают русское развитие - остатки модерна и ростки, так сказать, сверхмодерна (коммунизма). Но есть и спор между ними. Русский постмодерн верит (не всегда, конечно), что как-то введет Россию в евросодом, а русский контрмодерн твердо решил создать территорию нового средневековья - да, без абортов и гей-парадов, но и без всего остального (без Маркса, без Дарвина и даже без Коперника).

Физиономия политического контрмодерна видна в движении по деленинизации (за переименование улиц, вынос Ленина из мавзолея и т.д.). Тема эта раскрыта в 41-й передаче «Смысл игры» Сергея Кургиняна. Они не только хотят Ленина вынести - им нужен ритуал: сжечь Ленина, прах захоронить на дне океана, перезахоронить всех, кто лежит на Красной площади - включая не только Сталина, но и боевых генералов. Такая вот крутая штука. Она идет в Россию, чтобы учить нас покаянию за восхитительное русское развитие в XX веке. Угадайте, кстати, кого мы встречаем среди приглашенных на круглый стол, организованный комитетом «За вынос Ленина»? Не поверите - Дмитрия Цорионова и других «божьевольцев»! Потому что «Божья воля» есть периферия контромодернистской свиньи, которая уже наступает.

В Перми Гельман делал территорию постмодерна. Но русский контрмодерн решил его выкинуть. Они партнеры и конкуренты одновременно. И все самые провокативные акции Гельмана - в пользу контрмодернистской свиньи. Если Гельман этого не знает, то это значит лишь, что его «развели». Но я сомневаюсь, что его «развели»: он банален, но он не идиот.

Товарищи, граждане, братья и сестры! Культура - это мы. Не Гельман и не Мединский. Не Пелевин и даже не Игорь Шафаревич. Культура - это культурные люди, носители культуры, те, кто культуру любят и творят. Культура делает нас народом. Мы любим русскую классику, мы обожаем русский космос, мы объединяемся вокруг Великой Победы, мы ценим психологический театр, мы заворожены нашими имперскими пространствами, мы любим православную традицию, мы любим советский высоконравственный образ жизни, мы поклоняемся чистому русскому языку. О, русский язык, прости, что столько раз согрешил против тебя в этом посте!.. Короче, мы любим все то, что они не любят. Не любят демонстративно, не любят вульгарно. Культура - это мы. Должен же прийти день, когда это станет принципом культурной политики!

культурная политика, политическая война

Previous post Next post
Up