когда Малевич показал свой "шедевр" друзьями - на попойке - они дождались когад мэтр уснёт, и нарисовали ещё пять таких же "шедевров". Утром мэтр не определил где его картина.
Мне кажется, это анекдот. Но не в этом дело: эта работа не претендует на образец живописного мастерства, её замысел - вообще закрыть тему как мастерства, так и живописи.
Это не анекдот. Работа претендует на живописную хуцпу, не более. в этом плане эссе Толстой показывает, что хуцпа тут коллективная, даже целый хэппенинг на тему "интелихенция гадит в мозг народу"
О замыслах можно рассуждать. Например, мне в свое время она показалась способом показать не "закрытие", а "отсутствие" искусства. То есть, показать, что отдельная форма может состоять не только из отдельного элемента (рассмотренного под увеличительным стеклом), но и из почти полного отсутствия элементов. Всё-же, квадрат это не круг, например. Следовательно, работа с формообразующими средствами, всё-же, идёт.
Правда, она сведена к минимуму.
(это я к тому, что смысл этой работы может быть не столь радикальным, ЗАКРЫТИЕ, всё-же, претендует на некую окончательность "во веки вечные")
Кстати, минимализм в музыке наступил тоже, лишь после 4'33" Кейджа.
В общем, действительно, как писал Пастернак:
"... и тут кончается искусство..." и начинается дизайн (... это уже я от себя :-)))
Первое попавшее...pybikonAugust 11 2016, 10:07:11 UTC
... Искусствоведы, рассуждая о Чёрном квадрате, пускаются к такие мудрствования, что возникает сомнение - понимают ли они сами, что пишут. Например, у Сарабьянова можно прочесть: «(квадрат) концентрирует в себе бесконечное мировое пространство, несёт выражение «всего» в непроницаемой чёрной поверхности». На что Я. Ушаков замечает: «Вообще, все ужимки и прыжки вокруг Чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля
( ... )
Re: Первое попавшее...ilya_yuAugust 11 2016, 12:05:15 UTC
И что смешного написал Сарабьянов? Замысел художника он, скорее всего, выразил корректно. А бесконечные отсылки к "Голому королю" как раз забавны: во-первых, это трюизм, во-вторых, факт необычайного влияния "ЧК" на мировую культуру надо как-то хотя бы прокомментировать - и желательно в контексте художественной жизни 1910-х гг. Это не обязательно делать комплиментарно в отношении Малевича. Но, ей-богу, что некорректного или смешного в суждении, что Малевич силился выразить идею абсолюта? Суждение Бенуа всем известно - оно тоже смешное? По-моему, вполне себе глубокое - и ничем не противоречащее (а даже подтверждающее) устоявшейся в искусствознании метафизической трактовке "Квадрата".
Любопытная точка зрения, но на мой взгляд в ней многое "притянуто за уши", ну а сама тема наверняка "тянет на диссертацию" :) Мне всё-таки кажется, что в 30-е годы авангардистов в большей степени терпели, чем поощряли, давая им какое-то время на "переосмысление классического наследия". Фотография нерасчленима на пятна и линии? Этого вообще не понял.
Нерасчленима как процесс: она не пишется, а, как я понял, является. Авангардистов не то чтобы терпели, их довольно методично вычищали. Гипотеза в том, что именно волна авангарда (веерная смена авангардистских проектов в поисках нового языка культуры) привела в итоге к формированию соцреализма, которому отдали дань и Филонов (см. портрет) и, например, Каменский.
Спасибо вам за ответ! Да, теперь мне более-менее понятно, что за нерасчленимость фотографии имеется в виду. Я почти не знаком с ситуацией той поры в живописи и литературе, но что касается архитектуры, то авангардистов перевоспитывали и вычищали быстро и уверенно, пинками.
Очень интересная заметка! По Малевичу, я воспринимаю "Черный квадрат" как попытку художника выразить Ничто в форме художественного образа, как “некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда солнце угаснет, как вечное безмолвие без будущего и надежды” (это слова Кандинского). Вообще, считаю, "Черный квадрат" это действительно гениальная вещь. Но мое мнение, больше картин такого типа не надо, "Черный квадрат" сказал все)))
О соцреализме как авангардном проекте, думаю, так это и есть. К сожалению, мы знаем так мало о советском наследии! Ничего мы не знаем, по сути.
Comments 47
Reply
Reply
Работа претендует на живописную хуцпу, не более. в этом плане эссе Толстой показывает, что хуцпа тут коллективная, даже целый хэппенинг на тему "интелихенция гадит в мозг народу"
Reply
Например, мне в свое время она показалась способом показать не "закрытие", а "отсутствие" искусства.
То есть, показать, что отдельная форма может состоять не только из отдельного элемента (рассмотренного под увеличительным стеклом), но и из почти полного отсутствия элементов. Всё-же, квадрат это не круг, например. Следовательно, работа с формообразующими средствами, всё-же, идёт.
Правда, она сведена к минимуму.
(это я к тому, что смысл этой работы может быть не столь радикальным, ЗАКРЫТИЕ, всё-же, претендует на некую окончательность "во веки вечные")
Кстати, минимализм в музыке наступил тоже, лишь после 4'33" Кейджа.
В общем, действительно, как писал Пастернак:
"... и тут кончается искусство..."
и начинается дизайн
(... это уже я от себя :-)))
Reply
Скорее, последнее.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Мне всё-таки кажется, что в 30-е годы авангардистов в большей степени терпели, чем поощряли, давая им какое-то время на "переосмысление классического наследия".
Фотография нерасчленима на пятна и линии? Этого вообще не понял.
Reply
Reply
Я почти не знаком с ситуацией той поры в живописи и литературе, но что касается архитектуры, то авангардистов перевоспитывали и вычищали быстро и уверенно, пинками.
Reply
По Малевичу, я воспринимаю "Черный квадрат" как попытку художника выразить Ничто в форме художественного образа, как “некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда солнце угаснет, как вечное безмолвие без будущего и надежды” (это слова Кандинского).
Вообще, считаю, "Черный квадрат" это действительно гениальная вещь. Но мое мнение, больше картин такого типа не надо, "Черный квадрат" сказал все)))
О соцреализме как авангардном проекте, думаю, так это и есть. К сожалению, мы знаем так мало о советском наследии! Ничего мы не знаем, по сути.
Reply
Reply
Leave a comment