«Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача. Философия и наука есть неудача в творческом познании истины; искусство и литература - неудача в творчестве красоты; семья и половая жизнь - неудача в творчестве любви; мораль и право - неудача в творчестве человеческих отношений; хозяйство и техника - неудача в творческой власти человека над природой. Культура во всех ее проявлениях есть неудача творчества, есть невозможность достигнуть творческого преображения бытия» (Н.А. Бердяев).
Мысль очень неглупая, если рассматривать её в эсхатологической перспективе. Так называемое «культурное наследие» есть грандиозное собрание следов на теле смертоносного бытия, оставшихся от титанических попыток творить миры.
И, в общем-то, мы восхищаемся этими попытками как безнадежными.
И напряженно ожидаем на своем «острове невезения» - кто апокалипсиса, кто коммунизма.
Потому что только коммунизм обещает раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших творческих сил.