Политическая библиотека: «Экономические проблемы социализма в СССР»

Mar 20, 2016 23:05




В прошлом месяце все отечественные СМИ отметили 60-летие XX съезда КПСС. Того самого съезда, на котором сталинский опричник Никита Хрущев разоблачил культ личности Сталина. Доклад Никиты имел роковые последствия - в том числе последствия в долгосрочной перспективе. В частности, выступление Хрущева - поверхностное и пошлое, в чем нетрудно убедиться, прочитав любую версию его стенограммы, - сменило сам ракурс обсуждения социализма. Дело в том, что до хрущевского доклада весь мир обсуждал преимущества и недостатки экономической модели социализма. А после - стал обсуждать репрессии и культ личности.

Последним крупным идеологическим текстом, с которым обязан был ознакомиться любой коммунист, остается до сих пор книга И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952). Данная работа представляет собой сборник заметок руководителя СССР по поводу учебника по политэкономии социализма. Иными словами, не бог весть какой важности труд. Но других авторитетных коммунистических работ о советском социализме у нас, в сущности, нет. Ни выступления Мао Цзедуна, ни трактаты французских левых, ни монографические исследования Перри Андерсона и прочих представителей академического марксизма - короче, ни один текст после сталинских «Экономических проблем» не имел серьезного идеологического влияния на мировое коммунистическое движение. Это не значит, что после Сталина не было значительных левых мыслителей. Напротив, их было много - и тексты их были глубже, чем заметки советского вождя. Но в постсталинскую эпоху левая идеологическая среда была разорвана в клочья. Само наследие марксизма было подвергнуто мощнейшей деконструкции: сначала из неё был изъят Сталин, потом - Ленин, потом - Энгельс. Иные левые ужали свой марксизм до «Экономическо-философских рукописей» Маркса - неоконченного раннего произведения классика (произведения, безусловно, гениального, однако периферийного для развития марксизма).

Итак, есть смысл обсудить сталинские «Экономические проблемы».

Социализмом принято называть переходный строй - от царства отчуждения к коммунизму (царству гуманизма). Некоторые авторы называют социализм первой фазой коммунизма. При этом нужно вспомнить, что законы политэкономии суть законы отчуждения (а именно капитализма), а цель коммунизма - снять, преодолеть эти законы. Соответственно, основной теоретический спор эпохи социализма - это спор о действии политической экономии применительно к самому социализму.
Политэкономическая наука сталинизма включает в себя следующие положения:

- производственные отношения должны динамически меняться с развитием производительных сил (социалистические отношения должны развиваться);

- главный закон социализма - «максимальное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей на базе новой техники» (Сталин поясняет, что цель капитализма - прибыль, а цель социализма - человек);

- из главного закона следуют прочие законы социализма - например, закон планомерного развития хозяйства (плановая экономика при общественной собственности на средства производства);

- крестьянский вопрос был решен через образование коллективных хозяйств, которые не получают в собственность средства производства, но имеют в собственности продукты своего труда;

- необходимость обеспечить взаимодействие межу промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики предопределяет сохранение товарного производства, а следовательно - и закона стоимости;

- движение к коммунизму предполагает постепенное снятие различий между городом и деревней, устранение товарного производства посредством перехода на продуктообмен;

- расширение производства требует усиленного производства средств производства;

- с дальнейшим развитием социалистической культуры (через содержание самого труда, через продолжающееся образование трудящихся за счет сокращения рабочего дня до 6 и даже до 5 часов) труд должен превратиться в насущную потребность людей, а общественная собственность должна приобретать всё большее уважение;

- законы политэкономии меняются, ими можно овладевать, но их нельзя изменить и отменить по воле людей.

Последнее Сталин подчеркивает постоянно, потому что в этом и суть основного спора эпохи. Отвечая своим оппонентам, Сталин обвиняет их в «богдановщине» и «бухаринстве». Богданов (как и - на свой лад - Бухарин) полагал, что социализм преодолевает законы политэкономии, что он ставит иные задачи - и требует иных методов решения.

Слово Богданову: «Необходим поворот к программе культуры. Социализм осуществится тогда, когда старому культурному миру, с его опытом тысячелетий и вполне сложившимися методами, будут противопоставлены не только политическая сила и “хозяйственный план”, а новый мир культуры, с новыми, высшими методами».

Новую культуру Богданов понимает довольно узко - как уклад, основанный на «организационной науке» (разработанном Богдановым учении, предвосхитившем ряд положений кибернетики и теории систем). Я лично вообще сомневаюсь, что культура может быть построена вокруг науки. Сталин же сомневается в том, что культура - понятая, конечно, шире, чем духовная культура, - является источником общественного развития.

В качестве удобного оппонента Сталин выбрал Луку Даниловича Ярошенко - работника Госплана СССР, которому и не стоило бы отвечать, если бы Сталин не намеревался задним числом разгромить «богдановщину». Л.Д. Ярошенко предлагал исключить из учебника политэкономии вопросы производственных отношений - и заняться вопросами рациональной организации производительных сил. В этом экономист, в самом деле, как бы «повторил» Богданова. Сталин же настаивает на неотменяемости политэкономии и на задачах построения экономического уклада, поиске новых экономических (а не организационных) форм.

Идею о культурных задачах как основных для социализма сегодня отстаивают многие представители академического марксизма (к примеру, А.В. Бузгалин).

Итак, проблема более или менее очевидна. Перед советским социализмом стоял вопрос о том, как строить коммунизм: должно ли это строительство идти в русле следования закономерностям экономического развития или же социализм есть преодоление этих закономерностей посредством радикальной культурной революции. Заметим: Сталин вроде бы рассчитывает на то, что со временем, с развитием социалистической культуры, повысится сознательность и изменится мотивация граждан - и царство труда укрепится. Но пока этого не произошло, советское правительство вынуждено сохранять товарное производство, а из товара, как мы помним, Маркс выводит базовые категории политэкономии капитализма.

Безумный экономический эксперимент маоистского Китая - «Великий скачок» - совершен поперек законов политэкономии (под лозунгом: «Три года работы - десять тысяч лет счастья»). Второй маоистский эксперимент - «Культурная революция» - ставил развитие культуры над развитием производительных сил. Мао - трагическая личность, революционер, решившийся на революцию полную и окончательную. Европейские интеллектуалы были заворожены маоизмом потому, что он был радикальной попыткой порвать с инерцией истории, т.е. с отчуждением как таковым. Попытка закончилась провалом. Хотя и не полным провалом.

По-видимому, социализм, как общество переходного типа, должен решить параллельные задачи - изживание частной собственности и воспитание нового человека. Обе задачи должны решаться не по-богдановски и не по-маоистски. Нельзя придумать общественное развитие - можно лишь управлять накопленным опытом.

«Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которое выработало человечество» (В.И. Ленин).

Специально для eotperm.ru

коммунизм, СССР, историософия

Previous post Next post
Up