Зачем Цукерберг хочет "подарить" интернет всему миру

Sep 21, 2013 01:52

Сегодня в околокомпьютерной прессе довольно активно обсуждается новая инициатива Цукерберга (Facebook), призванная обеспечить "возможность доступа в Интернет для каждого человека на Земле". На самом деле, конечно, новоявленного мультимиллиардера совсем не беспокоят нужды людей из стран третьего мира, его основная задача - деньги и получение прибыли. Впрочем, некоторые комментаторы этого начинания слишком много внимания уделяют маркетинговой "наживке" нового проекта Цукерберга, тем соусом, под которым подаётся вполне себе привычное и уже набившее оскомину блюдо. Достаточно вспомнить классику, "12 стульев", и сборы денег "исключительно на помощь детям". Нынешняя инициатива Цукерберга - практически 100% калька с "проекта" Бендера. Итак, вкратце и по порядку.

Проблема у Цукерберга стала проявляться сравнительно недавно, но отчётливо: приток новой аудитории в Facebook заметно снизился. Т.е. рынок достиг своего насыщения. Более того, начали проскальзывать новости, что некая часть аудитории начала уходить из Facebook. Это очень тревожный сигнал и именно этого Цукерберг боится пуще смерти - ручеёк может превратиться в снежный ком и проект закатится очень быстро. Нужны были срочные шаги, которые позволили бы восстановить рост.

Естественно, если из 2,5 млрд пользователей интернета только половина пришла на Facebook, а вторую половину туда не заманишь никакими уговорами, остаётся одно - искать новую кровь там, где ещё нет интернета - среди оставшихся 5 млрд. Спрашивается - как? А очень просто - через мобильный телефон, который есть почти у каждого на планете. Не смартфон, который только для богатых, а именно мобильный телефон, с GPRS в качестве связующей ниточки.

Но есть технические вопросы. В частности - трафик, медленная скорость, маломощные телефоны, не способные обрабатывать объёмные страницы. И вот для решения этих технических вопросов Facebook понадобились "единомышленники". Их можно найти в списке партнёров проекта. Список небольшой, но очень показательный: собственно Facebook, компании, специализирующиеся на 3G-4G оборудовании, производители мобильных устройств, и... Opera Software. На первый взгляд, если с технарями всё понятно, то при чём здесь, как говорится, разработчик браузера? Между тем, на мой взгляд, роль Opera Software в этом проекте заметно значительнее, чем кажется.

Именно Opera Software до сих пор является мировым лидером по "доставке" мобильного интернета на обычные телефоны - Opera Mini с почти 250 млн аудиторией пока не имеет действительно сильных конкурентов. Фишка этого браузера - клиент-серверная архитектура и за счёт неё - сжатие трафика в среднем в 10 раз благодаря собственному формату данных OBML. Кроме того, ещё один немаловажный факт: только Opera Software научилась зарабатывать деньги с российскими опсосами. И затем начала распространять данную практику по всему миру. Один из наиболее популярных вариантов был - "безлимитный интернет с Opera Mini" за фиксированную небольшую месячную плату (в России это что-то около 200 руб в месяц).

Т.е. на самом деле всё, конечно, было не совсем так: "бесплатно" загружались только обычные веб-страницы, а также мобильные версии некоторых популярных социальных сетей. А вот загрузка файлов, музыки, игр - всё это уже тарифицировалось опсосом как обычно (т.к. шло мимо серверов Opera Mini). К слову, в какой-то степени это был развод: дело в том, что даже "бесплатный" трафик благодаря уникальному сжатию данных на серверах Opera Mini практически полностью покрывался той самой небольшой абонентской платой даже по стандартным расценкам опсоса за доступ в интернет. Т.е. в выигрыше были все: Opera получала деньги с опсосов (процент от числа подписанных на тарифный план), опсос получал увеличение активности пользования интернетом с мобильных телефонов и, как следствие, рост доходов, ну, а платил за всё удовольствие собственно абонент, при этом совершенно уверенный, что экономит на мобильном интернете.

Итак, краткое резюме - что должно получиться на выходе.
1. Facebook получит увеличение числа пользователей и, как следствие, доходов от рекламы.
2. Opera получит увеличение числа пользователей и, как следствие, доходов.
3. Опсосы в развивающихся странах получат дополнительную прибыль.
4. Технические партнёры также получат расширение рынка сбыта.
5. Абоненты опсосов получат "безлимитный" и "дешёвый" интернет.

К слову, после анонса новой инициативы Facebook стоимость акций Opera Software выросла почти на 30%.

интернет, facebook

Previous post Next post
Up