Каждый из нас когда-нибудь использовал в разговоре слово "истина". И, в общем, понятие это довольно простое на первый взгляд - мы его используем, когда хотим указать на правдивость или реальность какого-либо утверждения, явления, события. Но стоит только попробовать осмыслить это понятие, осознать его точное значение - у многих людей возникает ступор. Так бывает, когда приходится объяснять некие простые общепринятые понятия, о смысле которых уже давно никто не задумывается - они просто используются по своему функциональному значению. Поэтому, в качестве разминки для ума, давайте попробуем рассмотреть это понятие детально, причём - с позиций диалектического материализма, самого современного философского метода.
Итак, истина. Как и положено всему, что рассматривает диамат, истина выступает в двоякой роли, подтверждая закон единства и борьбы противоположностей. И разделение это идёт на теоретическую и практическую части - не забываем, что марксизм, который выбрал диамат в качестве метода познания окружающей действительности, не ограничивается созерцательной позицией и включает в общую картину мироздания и созидательную составляющую. Давайте рассмотрим оба варианта понятия истины по отдельности.
Понятие истины в теоретическом познании
Одной из важнейших задач марксизма, как философии, является познание окружающей действительности. В процессе теоретического познания окружающего мира человек пытается приблизиться к истине, при этом критерием истины является соответствие понятия объекту - когда наши знания об изучаемом объекте соответствуют самому объекту. И хотя абсолютная истина недостижима, чем точнее наше понятие об изучаемом объекте - тем ближе мы к истине и тем лучше можем осуществлять деятельность по практическому преобразованию окружающего мира.
Понятие истины в практическом преобразовании мира
Материалистическая сущность марксизма подразумевает не только познание мира, но и его практическое преобразование на основе полученных теоретических знаний. Таким образом, в данном случае понятие истины принимает обратную форму: когда результат преобразования окружающего мира (вновь созданный объект) соответствует идее, или понятию об этом преобразовании (объекте).
Если же рассматривать понятие истины в комплексе - и в теоретическом познании мира, и в его практическом преобразовании - то происходит следующий непрерывный процесс: человек в результате теоретического познания объекта получает некую истину, творчески преобразует её в идею, а затем реализует эту идею на практике, пытаясь достичь истины в процессе реализации, чтобы новый объект как можно точнее соответствовал понятию о нём, выраженном в виде идеи.
Вот такой вот круговорот истины в природе. Он был, есть и будет продолжаться вечно - до тех пор, пока существует человек.