Неоколониализм в трусах

Dec 22, 2015 20:45

В современном мире мало что изменилось со времён рабовладельческого строя. Точнее, этот строй никуда не делся - он лишь трансформировался в новые формы. Когда-то рабов физически вывозили из менее развитых или завоёванных силой стран, затем придумали колониальную систему - рабы работали, как говорится, "на дому", а метрополия вывозила к себе уже ( Read more... )

бангладеш, политинформация, швеция, неоколониализм, капитализм

Leave a comment

sash_kan December 22 2015, 23:30:36 UTC
забавно.
если провести мысленный эксперимент с ближайшим магазином, где продаются трусы, то, если мне память не изменяет, можно встретить несколько стран-производителей: белоруссию, турцию, кнр.
за актуальность списка не ручаюсь (покупаю такие товары пачками на несколько лет вперёд), но всё же интересно: не позволяет ли это назвать белоруссию, турцию и кнр - нашими «вассалами»?

Reply

ilya_shpankov December 23 2015, 07:12:42 UTC
Да, я забыл указать важную деталь - в H&M все товары идут под одноимённым брендом, т.е. юридически они произведены шведской компанией. Но по факту - в Бангладеш.

если провести мысленный эксперимент с ближайшим магазином, где продаются трусы, то, если мне память не изменяет, можно встретить несколько стран-производителей: белоруссию, турцию, кнр.

Именно так. Но тут есть тонкость. Если бренд белорусский и товар произведён в Белоруссии - это к неоколониализму не относится. Здесь юридический и фактический производитель один и тот же. А вот если под американским, немецким, российским или ещё каким брендом продаётся товар, произведённый фактически в Китае, Турции, Малайзии, Сингапуре - вот это уже пример неоколониализма.

за актуальность списка не ручаюсь (покупаю такие товары пачками на несколько лет вперёд), но всё же интересно: не позволяет ли это назвать белоруссию, турцию и кнр - нашими «вассалами»?Если, например, бренд, головная компания находится в России, а товар под этим брендом физически произведён в Белоруссии, то - да, в этом ( ... )

Reply

nick_55 January 6 2016, 14:39:39 UTC
Правильно, буржуазия Запада, в отличие от советских студентов 60-80-х, прочитала Маркса и сделала надлежащие выводы - "свой" рабочий класс гораздо выгоднее не лупить полицейскими дубинками по голове, потому что полицейских и дубинок на всех все равно никогда не хватит, а превратить в рабочую аристократию или вообще в обслуживающий персонал, снизить норму эксплуатации и дать ему возможность жить в более-менее приличных условиях. Для этого придется поступится частью своих прибылей в месте проживания. Но компенсировать, причем многократно, эту потерю прибыли, как оказалось, вполне можно за счет эксплуатации рабочего класса другой страны за тысячи километров от собственных границ. И, как Вы сами указали, та же буржуазия, в отличие от колонизаторов прошлого, довольно быстро сообразила, что нет никакой нужды в колониальных войсках и администрациях, все что ей нужно, обеспечат сами купленные с потрохами политики развивающихся стран. И только в экстренных случаях, как например, с угрозой срыва поставок урана во Францию из Мали, применяются ( ... )

Reply

ilya_shpankov January 6 2016, 14:51:05 UTC
+++

Reply

nick_55 January 6 2016, 16:12:23 UTC
Только, к сожалению, современная марксистская мысль пока не нашла средств, с помощью которых можно было бы преодолеть этот феномен. Это очень сложный вопрос, и ответ на него будет найти очень нелегко ( ... )

Reply

ilya_shpankov January 6 2016, 16:24:02 UTC
Ну, то, что на эту тему хоть кто-то задумывается (например, мы с вами) - уже внушает некоторый оптимизм.

Reply

nick_55 January 6 2016, 16:44:15 UTC
Даже несколько больший оптимизм внушил полнейший провал в прокате пасквиля нео-Барина о Великой Отечественной Войне - отсюда следует, что очень многие граждане России поняли, что к чему, хотя бы интуитивно.
Но, то, о чем Ваш пост, в отличие от явного барского киножульничества, заметить и понять гораздо труднее. Очень многие люди считают аналоги этой шведской компании чуть ли благодетелями аналогов Бангладеш, и что нынешнее благоденствие Запада обусловлено единственно его "хорошестью капитализма" и общей "белопушистостью". Но при этом забывается, что эта хорошесть в очень существенной мере существовала благодаря наличию сдерживающего фактора на одной шестой части суши. А когда этого фактора не стало, то и хорошесть стала постепенно уменьшаться. Есть пользователь haspar_arnery, который длительное время жил в Израиле и, работая на фабрике, столкнулся с этой хорошестью лицом к лицу. Но его пост об этом написан очень давно и сразу дать ссылку вряд ли получится.

Reply

ilya_shpankov January 6 2016, 16:58:37 UTC
Ничего, постепенно будем объяснять, что к чему. :-)

Reply

vsilvestrov January 6 2016, 22:14:15 UTC
Я с пол-года тому назад, в одном из обсуждений высказался (даю текст без изменений, там из контекста понятно, о чём речь ( ... )

Reply

ilya_shpankov January 6 2016, 23:38:33 UTC
+++

Reply

karpion January 6 2016, 18:22:29 UTC
При отсутствии СССР со своими рабочими можно уже и не делиться.

Reply

nick_55 January 6 2016, 19:16:57 UTC
Это скорее всего так, но процесс прекращения деления со своими рабочими - не одномоментный. К тому же, как указывает хозяин журнала в посте, гораздо выгоднее эксплуатировать не своих, а чужих рабочих на других континентах. Для этого и был придуман неоколониализм, оказавшийся куда более выгодным, чем необходимость иметь своего Фервурда. Рабочие ЮАР прекрасно себе эксплуатируются, например, Де Бирсом без всякого Фервурда, к тому же и затраты на его содержание обнуляются.

Reply

karpion January 6 2016, 20:02:36 UTC
Про "процесс прекращения деления со своими рабочими - не одномоментный" - именно так.

А про "гораздо выгоднее эксплуатировать не своих, а чужих рабочих на других континентах":
Своих рабочих нет. Они все чужие. Просто некоторые близко - и могут устроить неприятности. А те, кто далеко - тоже могут, но меньше.
Ну и собственно, своих (в Ваших терминах" (они же "близких" (в моих терминах)) уже фактически не осталось. Т.е. пока они рабочие - с ними надо считаться. А тут люди превратились во что-то типа дворян после каза "о вольности дворянства" - не нужны ни государству, ни обществу, ни даже самим себе.

Reply

nick_55 January 6 2016, 21:13:18 UTC
свои=живущие в той же самой стране, вот это и имелось в виду.
О том, во что и каким образом превратился рабочий класс стран Запада за последние десятилетия ХХ века и сейчас, надо, наверное писать специальное исследование, что в рамках не то, что коммента, а целой серии постов сделать очень трудно.

Reply

ilya_shpankov January 6 2016, 22:58:25 UTC
Достаточно посмотреть на долю производства в ВВП тех же США. Она каждый год снижается и сегодня составляет лишь около 10%. В Китае доля производства, если не ошибаюсь, более 60%.

Reply

peterk2008 February 9 2017, 00:21:17 UTC
Ой, да все эти процессы еще Ленин в "Империализм, как высшая стадия капитализма" анализировал еще!!!

Просто сейчас. как верно описал автор блога, неоколониализм все новые и новые формы принимает! (во времена Ленина, еще кажется не было транснациональных корпораций (ТНК))!

Reply


Leave a comment

Up