С. Гессен. Об образовании, свободе, культуре и личности

Jun 26, 2009 13:05


Между образованием и культурой имеется, таким образом, точное соответствие. Образование есть не что иное, как культура индивида. И если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей - заданий, то и по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всю жизнь и нет такого определённого момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования. ...

Если произвольные поступки характеризуются неустойчивостью, пассивной зависимостью от внешнего мира и постольку случайностью и непредвидимостью, то свободные действия в подлинном смысле этго слова отличаются, напротив, устойчивостью, самобытностью по отношению к изменчивым влияниям среды и даже отчасти возможностью предвидения. Именно про свободного человека я могу сказать, что он не сделает того-то и того-то, не подчинится тому-то, не согласится с тем-то (И.Ш. В этом то, на мой взгляд, и должна заключаться заинтересованность государства в создании условий для свободы общества и его членов. В этом случае, на мой взгляд, общество более предсказуемо и диалогоспособное в силу своей образованности).
... . Если существо свободного действия состоит в том, что, будучи творчеством нового, оно незаменимо на своём месте, то значит, в отличии от произвольных поступков, свободные действия носят устойчивый характер, кроют в себе некоторую внутреннюю последовательность и неуклонность. ... Свобода есть не столько факт нашей жизни, сколько встающий перед нами долг, задание, которое разрешить сполна мы, быть может, никогда не в состоянии. Потому то наши действия никогда не просто свободны, но всегда более или менее свободны, и они тем более свободны, чем более согласуются они с характеризующей нас линией нашей личности. ... . А это значит, что свободные действия отличаются от произвольных поступков присущим им законом, своеобразным принуждением, дисциплиной (внутренней - И.Ш.). Выньте этот внутренний закон из свободного действия, и вы получите искажённую личину свободы - произвол. ... . Закон свободы выражает не столько факт, сколько долженствование: не "я свободен", а "будь свободен" - его более точная формула. Поэтому также "будь свободен" означает в сущности ни что иное, как "будь самим собой", не изменяй своему собственному Я.

Таким образом мы подходим к понятию личности или индивидуальности.
... Оформляющим началом в личности является действие человека, и при том не всякое действие, а действие непрерывное и устойчивое. В самом деле, если я сегодня осуществляю одно, а завтра совсем другое, если у меня нет определённого жизненного пути, но каждый раз я как бы начинаю жить сызнова, то нет и почвы для образования личности человека. Личность есть рост, а для роста необходимо сохранение старого в новом. Для этого необходимо, чтобы действия человека были пронизаны единством направления, общностью превышающей каждое из них в отдельности задачи, последовательными этапами в разрешении которой они являются. Это значит, что личность обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворённого человеком в направлении этих заданий культуры. ...

Укоренённость личности в сверхличном объяснит нам также ещё одну замечательную черту личности, именно её индивидальный характер. Только не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными заданиями, становимся мы индивидуальностями. Индивидуальность не может быть предметом заботы, она есть естественный плод устремления к сверхиндивдуальному. Человек, который поставил бы единственной целью своего существования быть индивидуальностью и ради этого отверг бы все превышающие личность задачи, неизбежно оказался бы тем же банальным человеком навыворот: заботясь единственно о том, чтобы не быть похожим на других, он естественно будет следовать поступкам этих других, поступая наоборот.
Как дисциплина возможна через свободу, а свобода - через закон долга, так и индивидуальность возможна через сверхиндивидуальное начало. И потому, если "будь свободен" означало для нас "будь самим собой", то и подлинный смысл "будь самим собой" есть - стремись к высшему, чем ты.

развитие, развитие личности, личность, культура, образование, свободный человек, Гессен, человек, свобода

Previous post Next post
Up