Цель любой власти одна - кошелек граждан. Плохая власть хочет в него залезть и сбежать; хорошая - хочет его наполнить и продолжать править.
Еще Ломоносов сказал, что Россия будет прирастать богатством Сибири. И был прав. Вся страна сейчас живет за счет наших сибирских богатств. За счет нас.
А мы? Семеро с ложкой, один с сошкой? Почему мы, столица Сибири, которая кормит всю страну, живем так бедно?
Мы можем много кивать на Москву, которая грабит регионы. Это действительно так. Но бюджет Новосибирска больше бюджета всех остальных городов России. Больше чем бюджет Екатеринбурга, больше чем в Красноярске… А жители этих городов живут богаче, и города эти развиваются куда как более динамично!
Новосибирск - интеллектуальная столица России. Так почему мы, такие умные, такие бедные?
- Бюджетная реформа.
Почему всем бюджетом в полуторамиллионном городе рулят чиновники?
Кто лучше знает, в каком дворе надо положить асфальт: жители этого двора или бюрократ с Красного проспекта?
Кто лучше оценит работу управляющей компании: тот, кто пользуется ее услугами, или тот, кто читает ее отчеты?
Кто более рачительный хозяин: кто тратит свои деньги или кто распределяет чужие?
Для ответа на эти вопросы не надо быть опытным управленцем. Достаточно обладать здравым смыслом, который давно покинул мэрию. Придется его вернуть!
Бюджет города будет мной разделен на три части:
- бюджет благоустройства,
- бюджет инфраструктуры и
- бюджет развития.
Бюджет благоустройства будет полностью отдан территориальным органам самоуправления и домовым советам. Новый закон «О федеральной контрактной системе», разработанный с участием И.В. Пономарева, позволяет это сделать на законных основаниях. Каждый год в сентябре будут собираться потребности каждого двора по тратам на содержание и благоустройство придомовых территорий, включая стоимость предполагаемых работ. На основе этих заявок будет верстаться бюджет, а трата средств - осуществляться без участия чиновников мэрии. По мере решения законодательных ограничений через этот бюджет будут также финансироваться и капитальные ремонты домов.
Бюджет инфраструктуры - траты мэрии на общегородские нужды, поддержание работы всех учреждений и служб Новосибирска.
Бюджет развития - выделенная часть бюджета, расходуемая на значимые инвестиционные проекты, развитие дорожной и транспортной сети, строительство ключевых объектов общегородского значения.
- Централизация муниципального заказа
Анализ трат бюджета Новосибирска показывает, что примерно 20% из 37 миллиардов рублей, т.е. свыше 7 млрд. рублей, тратится на ветер: услуги заказываются «у своих», цены завышаются в разы, про откаты можно и не говорить.
Все тот же закон «О федеральной контрактной системе» позволяет создать единую службу муниципального заказа в форме отдельного муниципального предприятия, и разделить чиновников и деньги.
А работников этого предприятия мы будем финансово мотивировать снижать закупочные цены на легальных основаниях, решаю тем самым проблему откатов.
Все значимые закупки будут проходить через электронную систему торгов и широко рекламироваться, чтобы получить лучшие цены.
- Увеличение налоговых поступлений.
Денег всегда мало, и всегда будет не хватать на все, чтобы нам хотелось сделать. Чтобы их стало больше - надо создать в городе новые предприятия и новые рабочие места, чтобы платилось больше налогов.
Мой план следующий:
Первое. Развивать малый бизнес. Это будет делаться следующими способами:
- за счет децентрализации городского бюджета (см. выше) возникнет спрос на новые виды работ на самом нижнем уровне,
- наведения порядка с перечнем предприятий, работающих по ЕНВД и упрощенке,
- в результате создания единого муниципального заказчика (также см. выше) будут созданы преференции малым предприятиям, и
- будут поставлены жесткие запреты муниципальным чиновникам совершать действия, ухудшающие положение малых предприятий, а их владельцы получат возможность быстрой и оперативной связи лично с мэром, для решения любых возникающих проблем с административным давлением.
Второе. Покупать у своих. В условиях муниципальных закупок предпочтение будет отдаваться новосибирским компаниям.
Третье. Привлекать российских и международных инвесторов. Мэр города должен быть главным продавцом его возможностей, активно участвовать во всех российских и международных мероприятиях и переговорах, через которые в Новосибирск можно привлечь новые средства. Нынешняя ситуация, когда мэра города никто за его пределами не знает ни во власти, ни в бизнесе, абсолютно не допустима.
Четвертое. Делать инвесторов местными. Привлечь деньги - это полбеды. Настоящая задача - заставить его зарегистрировать дочернюю компанию в Новосибирске, чтобы он платил налоги не в Москве, Питере или на Кипре, а у нас здесь. Это станет ключевым условием всех инвестиционных соглашений.
- Возрождение старых и создание новых производств.
Силой Новосибирска первые 100 лет его существования было то, что он был базой для освоения Сибири, ключевым плацдармом при движении на Север и на Восток. У нас была сформирована промышленная и научная база, обеспечивающие развитие всей территории к востоку от Уральских гор.
В настоящее время мы уже не плацдарм, а транзитная точка, в лучшем случае - звено в технологической цепочке крупных корпораций, а чаще - спальный район для зарабатывающих свои деньги вне региона нефтяников, угольщиков и металлургов. Созданное когда-то машиностроение, оборонная промышленность пребывает в упадке. Начатая в прошлом году однопартийцами наших деятелей из мэрии реформа Академии наук грозит разрушением уникального в мировом масштабе явления - Новосибирского Академгородка.
Я верну Новосибирску статус главного сибирского производственного центра.
Первоочередным проектом станет возрождение Сибсельмаша. На его базе мы реализуем сборочное производство тяжелой промышленной техники для добывающих предприятий Сибири. Я использую опыт Калужской области и города Калуги, которые благодаря энергичным действиям властей смогли быстро привлечь к себе в регион крупных международных инвесторов; а используя связи в Москве, мы обеспечим особый таможенный режим для собираемой на Сибсельмаше продукции.
Проект на Сибсельмаше должен стать локомотивом для восстановления новосибирского машиностроения, имеющего большое значение для создания новых рабочих мест в городе, и загружающего столь широко разрекламированные проекты областной администрации, как промышленно-логистический и технопарк.
В Новосибирске при активном участии мэрии будут созданы и загружены заказами предприятия с участием капитала госкорпораций на основе разработок СО РАН, имеющих возможность сбыта своей продукции городским структурам.
- Работа с федеральными органами власти
Я, в качестве мэра, прекращу порочную практику, когда Новосибирск в центр деньги перечисляет, а обратно получить не может. В мэрии будет сформирована специальная постоянно действующая служба, работающая с министерствами и ведомствами, ориентированная на привлечение в город федеральных программ и проектов. За последние годы я активно использовал имеющиеся у меня возможности, чтобы получить налоговые льготы для новосибирских инновационных предприятий, привлечь средства для строительства технопарка и жилья для молодых ученых в Академгородке. В качестве мэра это будет выведено на новый уровень - с помощью имеющихся связей буду решать вопросы дорожного строительства и организации новых производств в городе.
- Реформа Гортеплоэнерго
Новосибирск - уникальный для России город, где сфера энергетики консолидирована в одних - частных - руках, и выведена из состава крупных холдингов с государственным участием. В свое время такой подход создателя этой системы и главного ее владельца Михаила Абызова был замечен главным российским реформатором Анатолием Чубайсом. После этого его автор был забран в Москву заместителем главного приватизатора страны, а теперь стал министром Правительства РФ. Однако наше новосибирское Сибэко остается источником его дохода, благодаря чему г-н Абызов относится к числу самых богатых министров - его личный доход в прошлом году составил 60 миллионов!
После моего избрания я расформирую созданное с Сибэко совместное предприятие - Гортеплоэнерго, благодаря которому не ведется модернизация городской энергетической инфраструктуры, а город теряет ежегодно миллиарды рублей дохода.
- Новые технологии энергосбережения для муниципальных объектов и транспорта.
В нашем климате особое значение имеет эффективность использования тепла, электричества и топлива. Когда-то они были дешевы, и никто не считал киловатты. Теперь, в т.ч. благодаря г-ну Абызову, мы вынуждены об этом задуматься. Но действующим чиновникам, имеющим старые дружеские отношения с энергетиками, невыгодно заниматься экономией.
Я начну программу повышения энергоэффективности муниципальных зданий и транспорта, использую для этого технологии, разработанные в Новосибирске, и за 3 года снижу затраты на энергопотребление на 20%, вернув эти деньги в городскую казну.
Главной задачей мэрии и меня лично будет рост благосостояния всех жителей города по отдельности и муниципалитета в целом. Этим мэр и будет в первую очередь отчитываться перед своими избирателями в течение срока своих полномочий.