В защиту челябинских угольщиков

Dec 02, 2008 14:02


Прокурору Челябинской области А.П. Войтович

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Александр Петрович!

Как мне стало известно, с 1 декабря 2008 г. по решению руководства приостанавливается работа всех предприятий ОАО «Челябинская угольная компания» (копия приказа прилагается). Одновременно, по имеющейся у меня информации, руководством подана заявка в органы Ростехнадзора о так называемой «мокрой» консервации шахт - по мнению специалистов возобновление добычи угля после таких мероприятий невозможно в течении длительного времени.

Таким образом, есть основания предполагать, что работа предприятия прекращается на неопределенный срок.

Согласно СМИ, представители местных органов власти, в лице советника главы г. Копейска Н. Подлесова, утверждают, что «снижение объемов заказа на продукцию угольных компаний Копейска не отразится на количестве рабочих мест» (ИА "Mega-U.ru" , 1 декабря 2008 г. Администрация Копейска: Увольнений шахтеров не предвидится).

Вместе с тем, директор службы занятости г. Копейска З. Шарко сообщает СМИ, что в службу приходят уволившиеся с угольной компании сотрудники. «Они увольняются по соглашению сторон или по собственному желанию. Их просто принуждают к увольнению, чтобы не выплачивать пособия. Кроме того, много сотрудников предприятия находятся в отпуске без содержания» - отметила Шарко. Число увольняющихся резко возросло около двух недель назад (http://www.regnum.ru/news/1091790.html).
В ОАО «Челябинская угольная компания» отказываются комментировать для СМИ информацию о закрытии шахт в Копейске. Как сообщил корреспонденту информационного агентства РЕГНУМ начальник отдела кадров компании Сергей Зарубин, предоставлять какую-либо информацию на эту тему предприятие не будет. «Вы, конечно, хорошие люди, но разговаривать об этом мы не будем. Никаких комментариев», - заявил начальник отдела кадров. На вопрос корреспондента о том, верна ли информация о закрытии компании, Сергей Зарубин ответил: «Это ложь». Потом он поправился: «Комментировать ничего не буду. Мой ответ: ни да, ни нет» (http://www.regnum.ru/news/1091636.html).

В то же время отмечу, что, по сообщению газеты «Копейский рабочий», Аргаяшская и Южноуральская электростанции снизили заказ на копейский уголь, ссылаясь на сокращение потребления электроэнергии металлургическими и машиностроительными предприятиями. В связи с этим угольные предприятия останавливают подготовку добычных участков, на 25-30% процентов сокращают добычу угля. Однако сокращение потребления южноуральского угля энергетиками наблюдается на протяжении почти трех последних лет - т.е. срока, вполне достаточного для разработки и принятия комплекса социальных мер, связанных с сокращением объемов производства и занятости работников.

Хочу также отметить, что в последние годы на предприятии систематически снижались объемы подготовительных работ, которые являются технологическими условиями добычи угля. Так, по сообщениям СМИ, в ОАО «Челябинская угольная компания» в январе-октябре 2008 года объем вскрышных работ за отчетный период сократился на 37,9% - до 1,852 тыс. кубометров, подготовительной выработки - на 27,4%, до 3,563 тыс. метров (http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?74DBBFBF-83AC-B44D-95D6-01DC8A092A4B).

Руководство ОАО «Челябинская угольная компания» также не занималось охраной труда и промышленной безопасностью. В ноябре 2008 г., как сообщает в СМИ пресс-служба Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области, в ходе обследования были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, которые представляли реальную угрозу для жизни и здоровья трудящихся. В результате этого, суд назначил наказание в виде административного приостановления деятельности ряда объектов угольного разреза «Коркинский» на 30 суток (http://su.urbc.ru/daynews.asp?ida=207320). Такого рода простой считается простоем по вине работодателя и, согласно ТК РФ, оплачивается в размере двух третей среднего заработка работника.

Складывается впечатление, что собственник и руководство ОАО «Челябинская угольная компания», прикрываясь «условиями мирового финансового и экономического кризиса», пытается компенсировать недобросовестное управлением предприятием за счет рядовых работников. При этом они использует всевозможные уловки с целью сокращения собственных издержек, принуждает сотрудников увольняться или отправляет их во временный простой на неопределенный срок с выплатой заработной платы (на период простоя) значительно меньшего размера чем прожиточный минимум.Свою негативную позицию против такого рода использования в личных целях проблем, возникающих в стране в связи с мировым финансовым кризисом, неоднократно высказывали Президент России Д.А. Медведев и Председатель Правительства РФ В.В. Путин.

Как известно, Генеральный прокурор РФ Ю. А.Чайка издал указание об организации прокурорского надзора в социальной и экономической сферах в связи с принимаемыми Правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики. Прокурорам поручено принять дополнительные меры к усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства о труде, занятости населения, пенсионном обеспечении, а также законодательства, направленного на противодействие правонарушениям в экономической сфере. Должно быть также установлено надлежащее взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по выполнению принятых Правительством РФ, а также региональными и местными органами власти планов действий, направленных на улучшение экономической ситуации.

В свете вышеизложенного прошу Вас, Александр Петрович, срочно провести проверку законности действия руководства и собственника ОАО «Челябинская угольная компания». При проведении проверки прошу особое внимание уделить следующим группам вопросов:
1. Имелись ли на момент издания приказа № 149 от 26 ноября 2008 г. у руководства ОАО «Челябинской угольной компании» письменные отказы основных потребителей от поставок угля, добываемого этой компанией?
Если имелись, то на какой срок предусматривался отказ от поставок?
Какие санкции в случае такого прекращения договора поставок угля предусматривались в заключенных договорах?
2. Какие меры предприняли руководство и собственник ОАО «Челябинская угольная компания» для предотвращения остановки предприятия?
Рассматривался ли этот вопрос на уровне администрации области и включена ли данная проблема в региональный план (программу) действий (если они существуют в области), направленных на улучшение экономической ситуации?
Выплачивались ли дивиденды акционерам и бонусы (всевозможные выплаты) топ-менеджерам ОАО «Челябинская угольная компания» за последние годы, в том числе первое и второе полугодие 2008 года, и планируется ли подобные выплаты по итогам года?
3. Подавались ли руководством ОАО «Челябинская угольная компания», в течении 2008 г. и в ноябре с.г. включительно, заявки (письма или иные запросы) в органы Ростехнадзора о «мокрой» консервации шахт или иного вида консервации производства иных структурных подразделений?
4. Были ли основания у руководства компании считать причину, указанную в приказе - «в связи с резким внеплановым снижением поставок угля со стороны основных потребителей, что привело к значительному сокращению объемов производства» - причиной, не зависящей от работодателя и работника, как указано в ст. 157 Трудового Кодекса РФ?
Является ли формулировка: «в связи с резким внеплановым снижением поставок угля со стороны основных потребителей, что привело к значительному сокращению объемов производства» - основанием для приостановки работы и отправлением работников в простой с оплатой согласно части 2 ст. 157 ТК РФ?
5. Соответствуют ли размеры тарифных ставок (окладов) всех профессионально-квалификационных групп работников ОАО «Челябинская угольная компания» пунктам 3.2.3. и 3.2.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2007-2009 годы, согласно которым минимальная месячная тарифная ставка для рабочих I разряда, занятых на подземных работах, с 1 января 2007 года устанавливается в размере 3800 рублей в месяц?
Проводилась ли регулярная (ежеквартальная) индексация заработной платы с одновременным повышением тарифных ставок (окладов), исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики и коэффициента 1,0 нарастающим итогом, в соответствии с п. 3.2.5. Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации НА 2007 - 2009 годы?
Соответствует ли минимальная тарифная ставка самого неквалифицированного работника ОАО «Челябинская угольная компания» размерам законодательно установленных в России и в области МРОТ или прожиточного минимума?

Прошу Вас, Александр Петрович, также проверить, в том числе путем опроса всех работников, уволившихся, начиная с ноября 2008 г., из ОАО «Челябинская угольная компания» по соглашению сторон или по собственному желанию, предпринимались ли против них со стороны администрации компании и структурных подразделений меры давления с целью принуждения увольнения, в частности, в виде проведения собраний или личных бесед.

Прошу Вас проинформировать меня о результатах проверки, в том числе ответить на все поставленные мною выше вопросы, а также предпринять все необходимые меры для соблюдения прав работников ОАО «Челябинская угольная компания» и выполнения задач, поставленных руководством страны в целях преодоления возникающих кризисных явлений в экономике.

Приложение: Копия приказа № 149 от 26 ноября 2008 г. у руководства ОАО «Челябинской угольной компании» - 2 (два) листа.

С уважением,

депутат Государственной Думы И.В. Пономарев

Челябинск, НПГ, рабочее движение, ЧУК, документ

Previous post Next post
Up