В Малайзии и Индонезии особые лодки - большие, с высоко задранными концами носа и кормы, так что линия борта представляет собой почти правильное полукружье. Оказалось, что и дома здесь похожи на такие лодки. И традиционные головные уборы местных женщин сооружаются в той же форме - так и ходят с кораблями на головах! Вот ведь что значит островная страна, всегда готовая ПЛЫТЬ!
На севере Суматры, где живет народность батака, много таких домов с крышами-лодками. Говорят, здесь в каждой провинции свой тип и форма жилых построек, но батакские дома особенно известны своей грациозной, летучей формой.
Часто в поездках по азиатским странам устаешь именно от убожества жилья, по преимуществу имеющего какой-то временный вид, сколоченного кое-как и из чего попало. В лучшем случае - что-то вроде сараев, крытых шифером, служит домом среднестатистическим семьям. Понятно, что легкомысленное отношение к качеству жилых построек в жарких странах объяснимо свойствами местного климата, при котором в доме люди проводят меньше времени, чем вне его. По существу, это просто место для ночевок и хранения личного имущества, без затей. Эстетические же склонности проявляются в других вещах: одежде, украшениях, посуде, культовых постройках. Убогим жилищам бедняков и середняков в южных странах часто составляют контраст постройки богачей - похожие на пирожные виллы колониального типа и особняки в несколько этажей, раскрашенные в кислотные цвета. Тем удивительнее встречаться в этих регионах с проявлениями стиля в архитектуре, причем не городской, а деревенской.
Откуда взялась такая форма? В подобных вопросах почему-то всегда исходят из прагматических причин, будто бы нельзя предположить, что почему-то именно батакам, кому-то из них давным-давно пришла в голову идея такой формы, а остальным просто понравилось - и они тоже пустились строить себе такие дома, что технически, конечно, сложнее, чем построить сарай с плоской крышей. Наверное, всё было не так. Есть версия, что подобная изогнутость крыши является оптимальной для сохранности постройки в здешнем дождливо-ветрено-ураганном климате. Что думают по этому поводу этнографы и архитекторы, мне пока неизвестно. Придется заняться самообразованием на досуге.
На острове Самосир домов-лодок множество. Есть старые, установленные на сваях, и нижний ярус между свай - хозяйственное пространство, что-то вроде сарая и гаража - и от дождя закрыто, и ходить далеко не надо. Новые дома тоже нередко строятся в той же манере, что укрепляет версию не о «богодухновенности», а практическом смысле этой формы. Ну и, конечно, всяческие капитальные постройки коммерческого назначения - отели, например, - украшаются подобными летящими кровлями, но это уже по стилистически-рекламным соображениям.
Попутно надо сказать и о «маленьких» батакских домах. В них в этих местах содержат покойников. Их не зарывают в землю, а строят вокруг гроба с останками капитальную гробницу, обложенную плиткой, на ней - постамент с домиком этой самой традиционной формы (значит, там похоронен представитель племени батака), иногда - раскрашенные, вполне натуралистичные скульптуры «хозяев» домика. На одной могиле, где, вероятно, покоится бывший военный или полицейский, он так и изображен в полный рост, в полном обмундировании и с пистолетом в руке. Впрочем, здешние могилы весьма гостеприимны: везде над входом к семейному захоронению есть надпись «Добро пожаловать», а внутри ограды - уютные столики и лавки под навесом, и любой может там отдохнуть на прохладных плитах, которыми аккуратно выложены все постройки на этих кладбищах. Часто внутри - целый дворик, и если это семейное захоронение, то для каждого гроба построен свой домик или башенка - целый поселок, можно сказать. Для кладбищ нет специальных территорий, захоронения устраиваются вблизи от обычных домов, часто - среди рисовых полей, на вершинах холмов и гор, в лесу.
Древние анимистические верования батаков переплетены с привнесенным в эти края миссионерами христианством. Это заметно в оформлении могильных домиков: они украшены орнаментами и ритуальными масками, напоминающими по декору ритуальные изделия инков или ацтеков, и в то же время снабжены крестами и башенками по типу колоколен католических соборов. Очень часты изображения саламандр - по-видимому, традиционного тотема батаков.
Когда мы ехали по территории провинции Северная Суматра, один из водителей на мой вопрос о «маленьких домиках» ответил так: «Там живут люди. Они живут там долго-долго, дольше, чем в больших домах».
In Malaysia and Indonesia, a special boat - large, high ends of the nose and stern, so that line the side is an almost correct hulf-round. It turned out that the house is similar to the boat. And the traditional headgear of local women are built in the same form - and go with the ships on their heads! Here is a fact that the island country is always ready to float! In northern Sumatra, where people live Batak, a lot of houses with roofs-boats. They say that here in each province, their type and form of residential buildings, but the Batak house particularly known for its graceful, volatile form
How did it? In these matters for some reason has always come from pragmatic reasons, if you can not assume that for some reason, namely Batak, some of them long ago came to mind the idea of such a form, and the others just like it - and they are also build Such houses that technically, of course, more difficult than to build a shed with a flat roof. Perhaps it was not the case. There is a version that this camber roof is best suited for preservation of buildings in the rainy, windy local climate. What to think about this ethnographers and architects, it is not yet known.
On the island of Samosir houses-boats a lot. There are old established at the piles, and the lower tier of piles - economic space, a sort of shed and garage - and the rain is closed, and do not have to walk far. New homes are also often built in the same manner as a practical sense of this form. And, of course, every major commercial buildings - hotels, for example - are decorated like flying roof, but it is already on the stylistically-advertising concerns.
In passing, I should say, and the «small» Batak houses. In them at these locations include the dead. They are not earth, and built around the coffin with the remains of the tomb of the capital, levies tiles on it - the pedestal with the house that the most traditional form (hence, there is buried the representative of the tribe bataka), sometimes - painted sculpture of «masters» house. In one tomb, which is likely to rest a former military or police, he was depicted in the full-length, in full uniform and with a gun in his hand. However, local graves very hospitable: all over the entrance to the family burial is the inscription «Welcome», but inside the fence - cozy tables and benches under a canopy, and where everyone can relax in the cool sheets, which neatly laid out all the buildings in these cemeteries. Most inside - a yard, and if this is a family burial, the tomb was built for each of your house or turret - a village, one can say. For cemeteries there are no special areas, arranged near the graves of conventional homes, often - in rice fields, on hilltops and mountains, in the forest.
The ancient animist beliefs of bataks intertwined with those introduced in the edge of Christianity by missionaries. This is evident in the presentation of the burial houses: they are decorated with ornaments and ritual masks, reminiscent of ritual decor products simile Incas or Aztecs, and at the same time equipped with crosses and turrets on the type of bell-towers of Catholic churches. Very often, the image salamanders - it seems the traditional totem of bataks.
When we went to the province of North Sumatra, one of the drivers to my question about «cabana» The answer is: «There, people live. They live a long, long time, longer than in the big houses ».