От Набире до Энаро - километров 300. Точных расстояний тут нет, как нет и указателей на здешних дорогах, а карты врут. Расстояния измеряются не километрами, а часами или днями пути, причем трудно понять, кто из местных жителей называет время пешего хода, а кто - перемещения на каком-либо транспорте. Когда, скажем, наша цель - город Энаротали - был уже «близко», - это «близко» одними оценивалось как 2-3 км, другими - как 10, третьи говорили -30 или 5-6 часов. Всё это - «декат», т.е. близко. Машин не было и вроде не предвиделось; перекусив, мы приготовились к самоходному походу на неопределенное расстояние, но тут чудесным образом объявившийся грузовик подсадил нас и вез еще часа два. Километров 40 оказалось.
Однако на этой популярной магистрали есть одна точка, которая хорошо известна всем без всякой маркировки. Точка делит дистанцию между городами примерно пополам и положение на ней решает, за какой срок полное расстояние будет пройдено. Это - знаменитый «сератус энампулу лима», Его Величество 165-й Километр. До него добраться тоже стоит трудов: асфальт, местами битый, через 70 км от Набире превращается в «бату-бату» - каменистую грунтовку, местами, как в Афгане, проходящую через речки и по речкам - вдоль и поперек, поскольку многие мосты разрушены. Но бату-бату - это просто детская сказка в сравнении с дорогой, называемой - внимание - «джалан русак». То есть - просто разбитая дорога, там, где камни почему-то кончаются, и в глиняном грунте образуются развороченные колеи глубиной с самосвал. И тут всё зависит от погоды. Если накануне прошел дождь, - кто-то обязательно увязнет, и тогда стоят все - и встречные и следующие за ним. На 165-м - истинный апофеоз этого самого джалан русак. Сотни джипов и грузовиков стоят здесь по много дней. Шоферы рахводят костры, что-то жуют и живут там, под своими машинами и внутри них, пока каким-то образом увязшего не вытянут или он сам не выкарабкается. Объехать невозможно: с одного бока крутой поросший джунглями склон, с другой - обрыв. Прибыв на этот боевой рубеж и пройдя его пешком по колено и по жопу в глине, мы потусовались с шоферами и обнаружили здесь мужика, что вез Кротова по этой дороге месяц назад. Он узнал Антона на фотографии в нашем альбоме! Антон, привет тебе! На сей раз твой знакомый водитель сидел на 165-м двенадцатые сутки! Но у нас нет машины, поэтому мы передвигаемся быстро.
Мы там неподалеку переночевали в палатке, среди грузовиков. Грузовики по зеркальце, а то и по крышу в грязи! Месиво, скольззззко! Всем лень работать лопатами, а то еще дождь зарядит на ночь - вообще тоска. Проезжают чудом только джипы - может один сможет проcкочить. А остальные 100 машин по обе стороны от проблемного места залипли на неизвестный срок. Из-за того, что все стоит, бензин в высокогорных долинах подорожал впятеро - не самолетом же везти, и на лодках не протащишь через пороги. Вот и стоят десять бензовозов по уши в дерьме. В прямом смысле! Туалетов нет. Вонь.
Когда происходит прорыв и застрявший автомобиль выбирается из месива по крышу в глине, через 6 км он имеет возможность помыться: на 171-м надо форсировать бурную каменистую речку, и, захлебываясь и страшно рыча, чудо-джипы Страда преодолевают это препятствие, ведь камни - более надежная опора для колеса! И дальше по тряской бату-бату, по крутым подъемам и спускам, как в сказке, мимо деревни Мафия, к городку фриков Маэномани!
Действительно это одна из самых красивых дорог в мире. Джунгли, нетронутые непроходимые леса. Рельеф чудной. Дымные синие горы. Реки-ручьи-водопады. Бабочки разноцветные - синие большие, оранжевые с ладонь, мелкие цветастые - повсюду. Рай для энтомолога. Птицы разноголосые. Лес звенит от стрекота насекомых. Мы много ходили пешком в этом трипе, так как 90 процентов машин застряло на 165 км!
Вся дорога
0 км - Набире.
31 км - Топо. Небольшой поселок по дороге
38 км - едальни. Подъем в гору. Оживленное место.
64 км - кончается приличный асфальт. Едальня.
74 км - едальня. Досюда разбитый асфальт.
80 км - река, мост, какие-то строители. Строят асфальт.
100 км - едальни и мост через широкую реку.
117 км - Унипо или Айборе. Рядом классная речка, где на обратном пути моют машины.
120 км - мост и нежилые деревянные постройки.
122 км - водопад справа, прямо у дороги. Красивый.
143 км - деревня Экомани.
157 км -мост и слева действующий лагерь строителей.
160 км - деревня Эпото и справа табличка - где-то наверху церковь католическая.
165 км - !!! самое проблемное место. Пробка из грузовиков, которые стоят неделями и не могут проехать по жуткой грязи. Есть ручей, можно отмыться.
171 км - бурная река, мост недостроенный. Вброд перейти можно, но лучше дождаться машины. Дорога каменистая и дальше едется быстро.
184 км - направо - поворот на Мафия. (2 км до поселка)
198 км - Маэномани! Спуск в долину. Интереснейший базар по утрам! Дешевые апельсины. Едальня. Асфальт недолго. Постепенно дорога улучшается.
Дальше вокруг в долине много селений. Но мы рассмотрим только те, что мы проехали и прошли.
208 км - деревня Идокебо. Уже за небольшим перевалом в соседней долине. Магазины. В конце деревни слева - поворот на Обано. Отличная дорога! 26 км. Вверх в горы до перевала 18 км. На некоторых картах этот поворот обозначен из Маэномани. Карты врут!
И спуск вниз 5 км до Обано. Машин по дороге не наблюдается. Может, проезжает одна в неделю. Зато часты мотоциклисты. Платные.
Приблизительно 240 км - деревня Тиги Барат. На берегу оз Тиги. Есть поворот направо - короткий путь до Вагете. Но машины там не ходят. Если идти по основной дороге - получается дольше.
Примерно 250 км - развилка: направо - Вагете, налево вниз - Энаротали. Деревня. Справа видна река. Река интересна тем что однажды вытекая из оз. Паниай, уходит под землю и потом выныривает в другой долине.
300 км приблизительно - Энаротали. Перед городом есть пригород новомодный, Мади, где сосредоточены все госучреждения.
Энаро - город маленький. В диаметре может километр. Взлетная полоса рядом с центром. Центр - базарная улица с разноцветной толпой. На этом аэродроме все время тусуется ребятня. Есть два причала. Первый с пирсом и открытой водой. Найти нетрудно. Отсюда лодки «Джонсон», с мотором Ямаха отправляются в Обано и другие дальние деревни, Вайпа и с др. трудными незапоминающимися названиями. На момент исследования цены на лодки были не более 50 рибу - это самые дальние. Интересно съездить в соседнее ущелье за 10 рибу и пройти пешком через перевал до озера Тугу, маленькое и красивое, с маленькими деревнями. Озеро соединяется подземно с большим озером Паниай.
С болота, со второго причала, там где дорога от аэродрома поворачивает в сторону мыса, ходят лодки в Пасир Путих (Белый песок, 30 рибу), дальше вверх по реке в Комопу (50 рибу). Есть лодки в Кебо (20 рибу) к северу от мыса, деревня в болотах. И в целом восточная часть озера - конкретно цветет. Здесь мелко, много рыбаков на лодках-долбленках (из цельного куска дерева), наверное есть рыба.
From Nabire to Enaro - 300 kilometers. The exact distance is not, and no pointers to the local roads, and the maps lie. The distances are measured not kilometers, and the hours or days of the road, which is difficult to see who among the local residents called time foot course, and who - to move on any transport. When, say, our goal - the town of Enarotali - was already «close», - this is «close» some estimated as 2-3 km, others - as 10, others say -30 or 5-6 hours. All this - «dekat», means near. No cars, it was not envisaged; had lunch, we are prepared to self-hike indefinitely distance, but then miraculously announced truck picked us - two hours-way. 40 Kilometers proved.
But on this popular route, there is one point which is well known to all, without any labeling. The point divides the distance between cities about half of it and situation on this point to decide for how long the full distance would be covered. This - the famous «seratus enampulu Lima», His Majesty 165-kilometer. To reach it, too, is works: asphalt, broken seats, 70 km from Nabire becoming a «Batu Batu» - rocky primers, in places, as in Afghanistan, passing through the rivers - the length and breadth, as many bridges destroyed. But Batu Batu - it's just a children's fairy tale in comparison to the road, called - attention - «jalan rusak». That is to say - just a broken road, where the stones for some reason ends, and in clay soil formed deep ruts from truck. Everything depends on the weather. If the previous day was rain - someone always stop, and then facing all - and counterclaims, and following him. At 165-meters - the true apotheosis of the most jalan rusak. Hundreds of jeeps and trucks are here for many days. Drivers make fires, some chew and live there, under their cars, and within them, yet somehow stretched or he go out himself. Overtake the impossible: on the one side of a steep slope jungle, on the other - break. Once on this battle line and walk on foot to his knee and ass of clay, we met drivers and found guy that picked Anton Krotov (our friend) on that road a month ago. He learned Anton in our photo album! Hi? Anton! At this time, your friend the driver was sitting on a 165 km twelfth day! But we do not have cars, so we moved quickly.
We sleep in a nearby tent, among the trucks. Trucks on the mirror, and even on the roof in the mud! All lazy to work a shovel, and then charge more rain for the night - even melancholy. Passed so-so this point miracle only jeeps - one might be able to pass. And remaining 100 vehicles on both sides of the problem place at an unidentified location stand term. Due to the fact that all costs, gasoline went up in the high plains five times - do not carry the same aircraft and boats are not possible pass through the rapids. Here are ten fuel tankers to the ears of shit. In the literal sense! No toilet. Stink.
When there is a breakthrough and the stuck vehicle is selected from mud on the roof of clay, at 6 km, it has the opportunity to wash: the 171 km should be speeded up fast rocky river, and scary tools, wonder jeeps Strada overcome this obstacle, because the stones -- more robust support for the wheel! And then on stony Batu-Batu, the steep rise and descent, as in a fairy tale, past the village of Mafia, the town Moanemani!
Indeed it is one of the most beautiful roads in the world. Jungle, impenetrable forests untouched. Relief droll. Fuming blue mountains. Rivers, streams, waterfalls. Multicolored butterflies - large blue and orange in the palm, small multicolor - everywhere. Paradise for an entomologist. Birds' sounds. Insects' sounds. We have walked on foot in this trip, because 90 percent of cars stuck on the 165 km!
All road
0 km - Nabire.
31 km - Topo. A small village on the road
38 km - dining-house. The rise of the hill. A lively place.
64 km - ends decent asphalt. Dining house
74 km - Dining house. Up this place - broken asphalt.
80 km - the river, bridge, some builders. Construct asphalt.
100 km - dining house and a bridge across the broad river.
117 km - Unipo or Aybore. Near cool river, where on the way washing cars.
120 km - the wooden bridge and non-residential buildings.
122 km - Waterfalls right, straight on the road. Beautiful.
143 km - Village Ekomani.
157-km - bridge and left the existing construction camp.
160 km - Village EPOTE and right plate - somewhere above the Catholic Church.
165 km - ! the most problematic place. The cork of the trucks, which stand for weeks and can not pass on the terrible mud. There is a creek, you can wash.
171 km - turbulent river bridge unfinished. Ford can go, but it is better to wait for the machine. Rocky road and continue going fast.
184 km - to - turn on Mafia. (2 km to the town)
198 km - Maenomani! Descending into the valley. Interesting market in the morning! Cheap oranges. Dining house. Asphalt short distance. Gradually, the road improves.
Then around many towns in the valley. But we will consider only those that we have passed and gone.
208 km - Village Idokebo. Even for a small pass in a neighboring valley. Shops. At the end of the village on the left - turn at Obano. Excellent ground road! 26 km. Up in the mountains to pass 18 km. On some maps, this marked a turning Maenomani. Maps lie!
And slope down to 5 km Obano. Cars on the way there. Maybe that drives one a week. But now motorcyclists. Paid.
Approximately 240 km - Village Tigi Barat. On the shore of Lake Tigi. There is a right - a short way to Vagete. But the machines do not go there. If you go on the main road - is longer.
Approximately 250 km - fork: right - Vagete, left down - Enarotali. Village. Right visible river. The river is very interesting that one emerging from the lake. BSANNA, went underground and then appied in another valley.
Approximately 300 km - Enarotali. Before the town is a suburb of newfangled, Madi, which concentrated all the state.
Enaro - a small town. In diameter 1 kilometer. Runway next to the center. Center - Bazaar street with colorful crowd. At the airport all the time children game. There are two berth. First with the pier and open water. Find easy. This boat «Johnson», with the Yamaha engine sent to Obano and other distant villages, Vaypa and other difficult non-memoried names. At the time of the study deals on boats were no more than 50 ribu - these are the most distant. Interestingly visit to the neighboring valley for 10 ribu and walk through a mountain pass to the lake Tugu, a small and beautiful, with small villages. The lake connects undergroundiy with a large lake BSANNA.
On the marshes, with the second berth, where the road from the airport turns toward the Cape, the boat go to Pasir Putih (White Sand, 30 ribu), further up the river to Komopu (50 ribu). There are boats to Kebo (20 ribu) north of the Cape, a village in the swamps. And the whole eastern part of the lake - specifically flowering. This small, a lot of fishermen in boats (one piece of wood), there is probably a fish.