Яр-Сале - Вавилон

Dec 23, 2013 19:45



Ниже - одна из полевых записей, сделанная на Ямале этим летом. Дешифровка с диктофона без редактуры и купюр. В продолжение предыдущей темы о боге и религии.
Небольшое вступление
Север - территория традиционного язычества, плоть от плоти местных культур, сумевших физически и ментально приспособиться к субарктике. Наивно полагать, что есть правильные и неправильные верования: любое аутентичное верование как форма знания соответствует конкретной человеческой общности (культуре) и наиболее полно отвечает ее текущим духовным запросам. Поэтому религиозные эксперименты среди коренного населения чаще всего оборачиваются либо фарсом, либо трагедией, вплоть до резни между соплеменниками. Период с начала 90-х гг. ХХ в. вплоть до настоящего времени интересен тем, что на север устремились «мелкокалиберные христиане»: баптисты, пятидесятники, адвентисты и прочие. До конца непонятно, чем им так приглянулись язычники: ненцы, ханты, селькупы и пр. коренные северяне, но определенных успехов в их среде новые миссионеры достигли. Особенно преуспели баптисты. Сегодня существуют общины хантов-баптистов, ненцев-баптистов. Их отношения с соплеменниками традиционного вероисповедания можно назвать напряженными. Об одной религиозной ячейке баптистов на крайнем севере Западной Сибири пойдет речь - говорить они будут сами.

пос. Яр-Сале (полуостров Ямал) 
Баптисты (пятничная служба, Глеб - руководитель, Влад, Нонна - прихожане). Имена изменены.
Глеб (Г.) - 36 лет, староста, украинец, женат (здесь), работает санитаром в больнице. Приехал на Север около 4 лет назад.
Влад (В.) - ненец, родом из тундры, работает в Яр-Сале, 22 года, холост.
Нонна (Н.) - ненка, около 45 лет.                           
Беседу ведут Светлана Белоруссова (С.Б, аспирант Института истории и археологии УрО РАН) и Наталья Бабенкова (Н.Б., сотрудник Института истории и археологии УрО РАН).
45.50
Г. Когда я увидел, что сюда вошли не женщины, а молодые девушки, я расслабился немного. Думал, что придут учительницы.
Н.Б. Расскажите про вас.
Г. Мы можем рассказать только о себе...Когда Христа спрашивали об учениках, он молчал, хотя я не говорю, что это тайна за закрытыми дверьми. Я из Приднестровья, бывшая молдаванская социалистическая республика. Я покаялся, был месяц до 25 лет, я уже 11 лет верующий, мне 36 лет и с каждым годом я все больше доверяю богу, вера растет, радость растет. Мы евангельские христиане-баптисты, вы можете много о нас найти и слайды и музыка, там и хорошее и плохое. Баптисты уже 150 лет в России, когда-то нас гоняли, потом реабилитировали, сейчас в общем-то свобода в 1989 году гонения перестали при Горбачеве. Я приехал сюда в 2009 году, специально ради этого, была такая нужда, вот я и приехал. Иногда у меня и дома были переживания. Приднестровье - одно из нищих государств, я решил устраивать свою жизнь. Раньше я хотел в Америку ехать в Голливуд снимать фильмы, специально поступил, чтобы учить английский, я учитель русского и литературы и английского. Я уже начал сценарии писать, один написал, второй заканчивал, третий начинал. Ко мне пришел бог ночью и сказал, Глеб покайся, я на следующий день покаялся, у меня был, конечно, кризис, потому что я хотел, минимум, 50 тыс. долларов получить. В гильдии сценаристов, минимум 50 тысяч стоит. Я говорил, Господи, дай мне хотя бы 50 тыс. Не дал, сказал, нужно покаяться, а у меня зарплата тогда была 32 доллара. Я жил с родителями в двухкомнатной квартире, и нет возможности устроиться в жизни, нет возможности устроить личную жизнь. А мне 25 лет, а у меня ни кола, ни двора. Никаких источников «нижних» у меня нет, родители мне не насобирали, потому что они были неверующими. И я решил поехать в Россию, а в Америку уже не хотел, все амбиции закончились. Решил поехать в Россию, я никогда не хотел ехать в эту страну, на Север, куда тоже не хотел ехать. Я приехал на Север у этой семьи, у этой сестры, которая жила здесь и я остался. Нашел работу, бог мне нашел работу, и я стал работать здесь, с братьями-сестрами общаться. И вот так вот по милости господней здесь живу, совершив служения, и бог милостив, он меня благословит и нижними источниками (выделяет голосом) и верхними, решает все мои вопросы.
В. Когда я учился, скажу, что не только у меня, а у каждого человека бог заложил такое, как поиск бога, все равно или поздно приходит к этому. На самом деле, нет такого человека, который бы не молился богу, человек все равно рождается с определенной пустотой. Ищет бога и в библии написано, что бог создал человека, чтобы он искал бога, в мире все равно чего-то не хватает. Что касается меня, то не было такого, чтобы мне проповедовали или рассказывали, я уверовал через литературу (здесь и далее подчеркнуто мной - Илья Абрамов), братья стоят часто, когда праздники бывают. Раздают, я уверовал через духовную литературу. Бог показывает, в каком состоянии я нахожусь, и дает мне выбор, ты должен уверовать, бог дает уверовать или также жить. Что в конце будешь иметь, если по божьему пути. Бог настолько всемогущий, что он меняет человека. Вот я пил, курил. Такая жизнь, жил в интернате, где с сентября месяца по апрель жил в интернате. А там с детства курить-пить и так далее. А бог в один миг убрал, а я ведь был зависимым, не мог бросить пить. Человек становится рабом, как написано в библии. Вроде не хочешь пить, не хочешь делать это зло, но в какой-то момент начинает это надоедать, говоришь, где найти эту свободу? А когда я узнал о боге, помолился богу, когда мы искренне к богу относимся. Библия-бог говорит, если осознаете истину, истина и будет. Вы верите или нет, но после того, как я обратился к богу, бог меня от этого освободил. Просто когда рассказываешь человеку, то ему сложно понять. Я помолился богу и не курю и не пью, бог дает и материальное благословение и духовное.
Н.Б. Ваши родители в тундре?
В. Да, в тундре, тоже верующие.
Н.Б. Они через Вас пришли?
В. Нет, сами. Такой бог делает такие чудеса
Н.Б. Кто первый уверовал?
Г. Да это можно рассказывать!
В. Я уверовал первый. В этот момент я был здесь, а они там, независимо друг от друга. Почти одновременно. Я с 2010 года, а узнал в первый раз с 2006 году, а встретился с друзьями, братьями и сестрами тогда.
Г. То есть 4 года бог готовил Влада к покаянию, в посвящению.
В. Я уже сам прочитал в эти 4 года, сам исследовал.
Н.Б. Здесь не было никого?
Г. В. В 2006 никого не было. Тут была духовная пустыня.
Н. Она здесь покаялась в 2006 году, она здесь в 2006 году покаялась. В библиотеку, она говорила, братья с Нового Порта приехали,
Г. В один год они с Владом покаялись. В 2006 году у нас праздник, день рождения Яр-Сале.
Н.Б. Сюда ездят?
Г. Благовестят. Что это значит, это когда ездишь по местам и благословляешь, здесь как раз на день оленевода. Просто день оленевода, литература раздается, потом читаешь. Бог начинает работать, кто-то через 4 года кается, кто-то через 9. Мы все разные, есть крепкие орешки. Но бог милостив, долготерпелив. Очень долго я не мог покаяться. Смотря какие цели и амбиции у тебя, кто-то очень просто, а кому-то долго. У нас тут в основном все церкви все коренное население.
В. Ненцы.
Г. Русские, молдаване, украинцы, можно у них сказать, как в библии написано, я разбогател и ни в чем не имею нужды. Они имеют наследие, а это неверное наследие, бог его не возьмет на небеса. А просты братья-сестры, язычники принимают. Потому что бог - это не только бог евреев, но и язычников, если ты не еврей, то ты язычник. Когда мы поверили в это, мы получаем усыновление, бог разделит в конце концов нам славу свою, это то, что написано в библии, ты в это поверил, ты получил, ты не поверил, не получил. Русские, улусы, как их все здесь называют, они: «У нас есть». Ну, как хотите, слово божие здесь распространяется, нас тут гоняют, несправедливо гоняют. В «Ямальском меридиане» за июнь нас обвиняют, братьев и сестер в том, что мы заставляем сжигать идолов своих, кукол своих, то, что мы уничтожаем святые места. Это как радио «ОБС» - одна баба сказала. Я хочу пойти или написать этому автору.  Нас обвиняют, что мы вносим в племя, в семью разлад. Но Христос принес меч и сказал, что будет отец против сына. Но это не баптисты принесли, а Иисус Христос своим учением. Когда человек обращается к богу, то неверующая сторона всегда будет бастовать. Еще говорят, что мы обираем ненцев. Меня часто обвиняют, что я обираю оленей, квартиры чуть ли их не продаю. Я говорю, приведите мне хотя бы одну жертву, у которой я рубль забрал. Это было во времена Нерона, это было де Нерона. А потом евреи козлы отпущения, они сожгли Рим. Священные места уничтожать. Как говорил Христос, вы приняли слово Божие и мир Вас возненавидел. Как меня возненавидел, так и Вас. Мы силой никого не тащим. И доказать они не могут этого. Они принимают это - не размышляют. Баптисты - это страшные люди, которые детей приносят в жертву, которые свет здесь отключают. Вы не боялись идти к нам на службу? Обычно боятся, что закодируют, загипнотизируют. В жертву принесут. Я всегда слышал такие разговоры.
В. Кто-то еще говорит, нельзя в глаза смотреть.
Н.Б. Как Вы с обществом взаимодействуете, бывают ли конфликты?
Г. Здесь пока нет. Пока нас не гонят. Мы на библиотеке стоим, нас там не гонят, там у нас столик, один раз мы даже вышли с трубами, был аккордеон у нас. Никто к нам не подъехал. Никто нам ничего не запретил. У меня тут была проблема, меня уволили как верующего, заведующая сказала, что на нее давят сверху, что я работаю в детском саду. Но я ничего не говорил, со взрослыми я могу поговорить, а с детьми ничего не делал, так вышел на День оленевода, и стали давить на мою заведующую. Я написал губернатору, объясните, насколько, правомерны действия моего работодателя, что он меня хочет уволить. Губернатор видимо позвонил в администрацию, а они ей. И работодатель пресс убрала. Но через год я попал под сокращение, потому что не было преемственности со школой. В первой школе нет английского, так зачем платить федеральные деньги. Меня уволили. Я расстроился, у меня была жена, если я мог на пенсию по инвалидности прожить, то с женой тяжелее будет. Но бог дал мне работу лучше, оплачивалась лучше. То, что имею, благодарю бога, все равно дух советский остался. Так вроде все мирно, конституция за нас, но на самом деле, это есть гонение. Позвонят и тебя начнут выгонять с работы, это есть. Все от руки божьей, с этой работы уволят, тебе бог подготовит лучше. Все равно конфликты, они неоткрытые, они закулисные.
Н.Б. У Вас жена местная?
Г. Нет, она неместная, она материковая.
С.Б. Сколько всего баптистов в Яр-Сале.
Г. Этого мы Вам не скажем, это секрет. Это не тайна, меня как-то вызывал начальник уголовного розыска, ты там дай мне список Ваш. Я говорю, какой еще список. Он говорит, у меня есть новопортовский список. Если Вы в органы пойдете, там все скажут, это тайна церкви. Если бы встретились на улице, на библиотеке, я бы мог вам сказать, а так нет у меня дерзновения.
Н.Б. Реально ли сжигают кукол, идолы?
Г. Кто как. Кто на что дерзает. Это от чтения библии, человек сам понимает, что от этого нужно избавиться. Влад как вы поступили со своими?
В. Но это же не мне принадлежало, родителям. Они пришли к такому выводу, если мы служим богу, то мы не можем служить. У нас были переживания, будем сжигать или нет. Но потом решили, что надо избавиться.
Г. Вас заставляли?
В. Конечно, не заставляли. Бог им говорит, нет такого, что заставляли или даже намекали. Они решили, значит так и будет. Мясо с кровью не едим, кровь сливаем. А мясо едим, в сыром виде тоже едим.
Г. Да, сырое едим, мясо рыбу. Но сейчас, если жареный кусок, то лучше жареный съем.
Н.Б. А есть посты?
Г. Например, сегодня общий братий пост. А если у меня переживание, то я сам объявляю пост. Это каждый может. 1-2 дня. Двухсуточный-трехсуточный, по пятницам общий братский пост. Разные у нас темы, о братьях у начальствующих. Хочешь быть в посте - будь в посте, не хочешь быть в посте, я у тебя не спрошу, Влад - отчитайся, ты был в посте, Нонна, ты была в посте. Это вопрос совести. Не хочешь нет. Но кровь не пьем, это запрет не только в ветхозаветном, но и в новом завете. В самом начале, когда апостолы были, язычники, там было четыре постановления, отчего язычники должны воздерживаться: от блуда, от крови, от удавленины, мясо задушенных животных, которые приносились богам. Четвертое - не делай ближнему того, чего не хочешь себе. Это как догма, кровь не пить, потому что в крови жизнь этого животного. И животных в тундре наши братья и сестры уже не душат, а режут. Потому что удушение - это языческий ритуал, а от него надо избавляться.
Н.Б. Вы сейчас хотите официально зарегистрировать свою церковь?
Г. Мы не регистрируемся и не будем регистрироваться. Мы автономные, ни от кого и ничего не зависим. Это было в 61-м году, было одно - совет евангельских христиан-баптистов, но было то, что там КГБисты работали, там был очень опытный чекист. Дети не пускались на собрания, до 30 лет. Преблаговестия не было, потом наши братья выходили, отказывались от регистрации. Иностранные братья могут быть зарегистрированы, потому что власть не писала свои постановления. По Библии нельзя делать - детей не приводить. А стали делать регистрацию и стали независимыми, из-за этого стали сажать в тюрьмы. И то сколько сидят в тюрьмах наши братья - 5000 лет. Сидели за то, что хотели служить богу. Еще Ленин говорил, церковь должна быть отделена от государства. Это библейский принцип - быть отделенными от государства. Я живу, не ворую, я плачу налоги. Это моя личная жизнь, духовная и туда кесарь не может наложить руку. Свои указы, я свободная личность, у меня есть права, есть свобода, которая гарантируется мне конституцией, я этим пока пользуюсь, пока не зажали нас в конец.
Н.Б. У ненцев погребение над землей. Как Вы к этому относитесь?
Г. У нас только две сестры пока умерли.
В. Я слышал, что наши братья под землю погребают.
Г. Креста нет, хороним в землю без христов. Есть могила, можно памятник, фотографию, текст, кому как.
Н.Б. С отцом Иоанном вы встречаетесь?
Г. Да, он такой человек, не скажу, что расположен, но он молодой современный батюшка. Я слышал о нем только хорошее. У нас один ходил, он дал ему рыбу, ради его жены летал на Бованенково, хороший батюшка. Нам не чинит никаких. Я не слышал, чтобы он людей настраивал против нас. Он такой и слава богу. У него есть жена, когда я ее в больнице увидел, я понял, что как наша христианка, ходит и в косынке и в юбке, детей принимает, у них многодетная семья. Не очень похожи на матушку и батюшку, такие, богобоязненные люди. Я с ним не общаюсь и не иду с ним на общение. Мы не пойдем ни на какие компромиссы, ни на какие ойкуменические движения не пойдем, мы будем до последнего. Это Вавилон - великая блудница, это все готовится для движения антихриста, который откроет эту наготу и ее съедят, мы не хотим там находиться, мы должны быть отделены от всяких движений, должны служить богу и свято выполнять предписания.
Н.Б. Вы в тундру сами выезжаете?
Г. Я - нет.
Н.Б. Мы слышали, что по тундре ездят, вы знаете, кто ездит?
Г. Знаем, конечно. Я бы тоже ездил, если бы у меня был транспорт. Вы купите мне транспорт и я бы ездил. Это наши браться сестры выезжают.
Н.Б. Они откуда выезжают?
Г. Это тоже нельзя… Это наши братья, сестры, но под нас начинают подкапывать. Писали в местной газете, что … ездили с батюшкой, с вопросом, вас там не достают баптисты? Ну, бывает, что приезжают. Хотят показать людям, напомнить, что сектанты, но они это не должны писать. Это уголовная статья.
Н.Б. Может, в тундре есть люди, которые прикрываясь Вашим именем, ездят?
Г. Нет, мы такого не слышали. На Севере просто так никто не поедет, что он этого будет иметь, у нас быстро разоблачат. Тут ездят только искренние, просто так не поспишь в этом чуме за длинным рублем. Скажешь, нет, не надо ничего. Дайте мне мою теплую кровать.
Н.Б. Нам говорили, что баптисты выезжают, например, в Белоруссию, вывозят подарки, а они оттуда.
Г. Какие подарки, с рогами оленя поехали куда-нибудь. Если рыба, то это не подарки, я вот еду домой, у меня обязательно рыба.
Н. На Украину я подарки с собой не брала. Я в прошлом году ездила, банок 20 закупила. Сало было, варенье, всего по-немногу. Это была поездка в родственникам.
Г. У нас нет поездок для служений, видите, вы пришли, а нас трое, почему трое, потому что лето и все сейчас в тундре, все, кто поселковые остался. Мы хотим, чтобы дети выезжали на общения подростковые, пока родители предпочитают тундру. Но будем работать, чтобы дети фрукты поели. Но, конечно, без подарков не уедешь. Мне там тоже дадут что-нибудь. Но финансов, деньги, нет такого. Я сколько лет здесь, а ведь с земли приехал, нет такого, чтобы ко мне кто-нибудь пришел и сказал, так, Глеб, нужно столько денег. Вот есть ящик, хочешь - бросай, хочешь - не бросай, никто тебя не спросит, ты бросил десятину или нет. Это дело совести. Доброохотно дающий человек - да, это по Библии, но чтобы контроль над финансами, меня как-то пригласил начальник ОБ, его все деньги интересуют. Он там что там это, если я Вам дам 100 рублей, что Вы с ними будете делать? Я говорю, мы купим 4 литра бензина, поедем на буране в тундру. Здесь нет диктатуры, нет подконтрольного, человек это решает лично с богом, тут нет такого. Хочешь собирать - помогай братьям и сестрам, не хочешь, никто тебя не осудит. От церкви не отлучит. Вот за блуд, за курение, за пьянство за такое да, а своими финансами сам распоряжаешься. Церковь - это общество свободных людей. Мое имущество. Как о свидетелях Иеговых говорят, они все выносят, все имущество, жилье жертвуют организациям, нет у нас такого.
Н.Б. А Вы с ними общаетесь?
Г. Здесь их нет, это там, там у меня много знакомых и учеников. Но свидетели Иеговы, ой-ой-ой, мы с ними… Там их много…Я этого не видел, но там, кто говорил видел, можно показать, с именами. А на нас кто покажет? На нас тут говорят, а Вы покажите?
Н.Б. Откуда Вы берет диски?
Г. Это наши общебратские диски, я приехал, закачал, прислали мне, но это наши братья, мы их все знаем, дети наших узников, которые за веру страдали. Мы знаем, мы сами читаем библию. А мы все в духе писания проверяем.
Н.Б. С какого возраста Вы принимаете детей?
Г. Когда ребенок осознает себя личностью, когда он сам покается, не мама его подтолкнет, а сам, новорожденных мы не крестим. Только, когда человек отвечает за свои слова, лет так с 14, у евреев ребенок с 13 лет становился. Моя жена в 12,5 покаялась в 13,5 приняла крещение. Это уже осознанно человек принимает. Крещение как присяга, ты уже вступаешь в новый завет, ты ему обещаешь добрую совесть. Это обоюдодоговор, ты обещаешь богу и бог тебе. Ты веришь? А в кого ты веришь, в бога отца сына и святого духа. У нас такая же догматика, как у православных.
Н.Б. Крещение водное?
Г. Водное, в основном в открытых водоемах так крестили Нонну.
В. В тундре также на озере.
Г. Нашу сестру в апреле крестили, есть фотографии. Они стоят, а вода покрывается коркой льда, но они говорят, что было тепло.
С.Б. К Вам приходят на службу не с открытой душой, а поинтересоваться?
Г. Нет, бог отвел, никто не смел пристать к ним, к церкви не приходят люди. Я рад Вам, но это церковная тайна, но все знают, но, когда эти вопросы задают… Я помню, как нашу сестру допрашивал в КГБ, скажи, кто у Вас проповедники, она говорит, это тайна церкви, ее начали бить. А у этого человека, как у уполномоченного все списки были, там пресвитер был. Это тайна церкви, ей говорят, дак уже все знают.
Н.Б. Вот Вы к пятидесятникам ходите, Вы еще ни на каком языке не говорите?
Н. У пятидесятников все вместе молятся? Я когда на Украину приехала, меня повели, говорят тоже баптисты верующие, говорят, поют песни те же самые, читают Библию ту же самую, потом говорят, давайте помолимся, и вдвоем, как начали молиться. Они молятся вдвоем, мне как-то жутко стало.
Г. У нас порядок, молится один за другим, все вместе мы не можем молиться. Я знаю, у нас пятидесятники на Украине, в Молдавии, если молятся, то все вместе молятся. Все на этих разных языках. Здесь я про них не слышал. Свидетели Иеговы были, в последнее время я их не слышал. Православные, мы и мусульмане. Мусульмане тоже ничего, против нас никакие козни не строят. Мусульмане вообще к настоящим христианам очень хорошо относятся, мусульмане сами себя считают святыми, при этом могут пить гулять, обманывать, что у них такое представление об Аллахе, а когда они смотрят на нашу жизнь, то уважительно относятся, в Германии [Брудер] называют. Брат, да, есть у них такое, они не строят проблем. В мусульманских странах, да.

В Яр-Сале баптисты собираются на дому, а в Салехарде есть большой храм, выстроенный на собственные средства церкви. При этом, ни католических, ни протестанских храмов в столице ЯНАО нет. Мечеть есть.


ненцы, мир, антропология, Сибирь

Previous post Next post
Up