Не могу удержаться от восхищения книгами социолога Симона Гдальевича Кордонского. Написано так точно и ёмко, что просто удержу нет, читаю-глотаю. Многие важные понятия о существовании в России встают наконец на свои места. Его книги вневременны, как вневременны вечные проблемы России. Его труды, действительно,
могли бы выйти с тем же успехом (незамеченным) в конце ХIX в...и быть читаны наравне с Салтыковым-Щедриным, таким же вневременным и своевременным.
Сейчас читаю
Ресурсное государство", издания 2007 года, на очереди "
Сословная структура постсоветской России" (2008). Чего и вам советую!
До боли прозаичной становится картина сегодняшней России. Сама в себе и со своими несменяемыми историческими граблями. Ресурсное государство в принципе не может существовать без того что ныне называется коррупцией (обратная связь при распределении ресурсов) и репрессий как основного рычага по ее регулированию и регулированию прочих особенностей общественной общинной жизни. И, конечно же, ресурсное государство не имеет прямого отношения к рыночной экономике. Это симулякр.
Отрывок по теме:
Перестройка и последующий период были глубочайшей комплексной депрессией ресурсной организации СССР (потерей государством инструментов управления ресурсами), в результате которой страна распалась на фрагменты. Постсоветские государства сохранили социалистическую инфраструктуру, на базе которой сейчас идет восстановление управления ресурсными потоками, маскированное феноменами, делающими эти процессы сходными с рыночными.
Централизованные репрессии сейчас принимают ситуативные формы борьбы «с самодеятельными застройщиками», «за упорядочение использования торговых площадей», «защиты водоохранных зон», не говоря уже о «посадках» «незаконных предпринимателей», «нарушителей налогового законодательства» и «политических экстремистов». Это происходит не по чьей‑то злой воле, а само собой при решении конкретных проблем, возникающих в практике управления ресурсными потоками, когда оказывается, что никакими иными методами, кроме репрессивных, нельзя обеспечить ресурсами социально важное направление государственной работы.
Прогрессивные экономисты и политики, защищаясь от непосредственно данной им в ощущениях реальности, изобрели термин «переходный период», в течение которого остатки социализма якобы соседствуют с ростками капитализма. Но никаких переходных периодов нет и не было. Советские институты науки, образования, здравоохранения, военной организации государства, административно‑территориального деления, социальные группы бюджетников, сформированные для справедливого распределения ресурсов, сохранились практически неизменными и настоятельно требуют восстановления потоков к ним. Кроме того, полностью сохранилась система хранения ресурсов, так называемые мобилизационные мощности и государственные резервы.
Нынешние власти намерены удовлетворить запросы базовых институтов социалистического государства. Об этом свидетельствуют «приоритетные национальные проекты» по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства доступного жилья, теперь еще и культуры. Национальные проекты формируются и исполняются как привычные по советским временам ресурсные мероприятия. Для идеологов национальных проектов численность граждан, уровень их образования и состояние здоровья, количество квадратных метров жилья на душу населения, количество мяса и молока на ту же душу представляют собой функции от ресурсообеспеченности. Ресурсов не хватает для удовлетворения нормативных потребностей, поэтому необходимо создать условия для их увеличения. Условия создаются тем, что бюджетные деньги (и другие ресурсы) распределяются по социально‑учетным группам работников образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства и культуры пропорционально значимости этих групп для государства. Однако в отсутствие великой государственной идеи и госплана ресурсы распределяются нерационально. Социалистические начинания пробуксовывают, а повышение зарплат «отдельным категориям работников» вызывает социальную напряженность, так как нарушает лежащие в подсознании членов социалистического общества принципы социальной справедливости.
Из «пиара» национальных проектов следует, что технология централизованного распределения ресурсов будет использоваться все более широко. Негативный опыт реализации нацпроектов не помешает расширению этой практики. Более того, многие трудности в реализации национальных проектов сейчас объясняются тем, что им мешает сложившаяся бюджетная и распределительная системы, то есть порядок управления ресурсами. Попытки улучшить эти системы и создать правовой эквивалент порядка управления в виде разного рода кодексов (Лесного, О недрах, Земельного, Водного, Гражданского, Бюджетного, Трудового и пр.) вряд ли приведут к позитивному результату.
Порядок управления вариабелен, он складывается сообразно обстоятельствам в виде актуальных нормативных актов, в то время как другие акты не считаются для данных обстоятельств и времени актуальными. Кодификация порядка управления приведет к тому, что появится множество комментариев, дополнений и инструкций к Кодексам, которые и будут в себе воплощать порядок и которыми будут руководствоваться чиновники. Законы в ресурсной организации нужны для квалификации нарушений порядка управления, но сам порядок устанавливается не правовым образом. Достаточно зафиксировать нарушение порядка управления, а статью для определения наказания подберет орган «басманного правосудия».
Весьма вероятно, что именно для исполнения национальных проектов в конечном счете будет создано нечто, обеспечивающее настоящий порядок и аналогичное советским органам регулирования ресурсных потоков: Госплану, Госснабу и Госкомцену. Функциональный аналог советских по сути форм управления трудовыми ресурсами в виде силовой Федеральной миграционной службы с ее квотами на трудовых мигрантов уже создан.
P.S.
1. "Ресурсное государство" очень хорошо укладывается на роман-антиутопию "1984" Джорджа Оруэлла. Его я как раз прочитал накануне. Считаю, что это одна из самых нужных миру книг! До ее прочтения рассуждения о политике страдают излишней легкомысленностью. Однако не сказать, что после прочтения я лишился каких-то своих иллюзий - нет, я скорее до конца осознал то, что и так болталось в моей голове, но не находило места. Теперь, кажется, улеглось. Герою книги, кстати, тоже так показалось...
2. После чтения Оруэлла и Кордонского, свежая
статья Дмитрия Медведева в Ведомостях выглядит посланием из одной параллельной страны в какую-то другую, не менее, параллельную... Всё как бы правильно, но не про нас.
3. Спасибо
beryl за ссылку на Кордонского.