Звездный путь

Jun 05, 2013 18:14

Под Пермью есть городок демилитаризованных ракетчиков - Звездный (Пермь-76). Сегодня спутник Перми, а 40 лет назад неизвестно кто кого вертел.
Пятиэтажная застройка, аккуратные клумбы, побеленные поребрики, ДК с площадью, мамаши с колясками. Обычный военный городок, за мирным фасадом которого долгое время скрывалась 52-я ракетная Тернопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого II степени и Красной Звезды дивизия. Прекратила нести службу в 1992-93 гг. в соответствии с договором о сокращении наступательных вооружения между РФ и США. А до этого момента на протяжении тридцати лет по нажатию «красной кнопки» в небо готовы были выпорхнуть десятки баллистических ракет, упрятанных по окрестным лесам. Для максимально быстрого развертывания апокалипсиса было проложено порядка 200 км бетонных дорог вокруг Звездного, для ж/д соединения заведена ветка с Транссиба (7 км). Все это делалось в условиях полной секретности.




Чтобы оценить созданную инфраструктуру звездных войн должны были пройти годы. Сегодня энтузиастами собран неплохой материал о 52-й ракетной дивизии: только на форуме Перми эта тема уже занимает 110 страниц и растет как на дрожжах. Не считая блога и персональной страницы дивизии. На Викимапии сделан специальный слой с военными объектами дивизии. Он поражает более всего, потому что дает впечатление о размахе созданной инфраструктуры.

С начала 60-х начал создаваться милитаристский ландшафт, который полностью игнорировал окружающую гражданскую действительность и никак с ней не согласовался. Альтернативная реальность, наряду с Арзамасом-16, Нижним Тагилом-39 и прочими лос-аламосами, формирующая параллельную страну. Все военные, все гражданские при военных - обслуга потенциальной войны. И, кажется, из них мало кто осознавал, что понятие «родина» полностью утрачивает всякий смысл после применения арсенала по ее защите… Но пока мир довольно уютен: вокруг разухабистое бездорожье - у них сотни километров бетонки в лесу, вокруг дефицит - у них снабжение; в общем, почти социализм.



Топографическая карта США 1957 г. среднего масштаба (см. в углу). Пермь еще Молотов, Сылва не подтоплена Камским вдхр. и Звездного еще нет, как нет и launch areas.

Сам выбор расположения звездных войск удивляет - южное подбрюшье Перми. Это местность, с самой высокой плотностью сельского населения в Пермском крае: многочисленные деревни, поселки и дачи, море садовых кооперативов, детские лагеря. Селитебная зона резко обрывается на удалении 30 км от Перми и начинается Тулвинская возвышенность с медведями, кабанами и ракетами. Контраст уютных пригородных полей с глухим таежным лесом довольно резкий и сопровождается всхолмлением рельефа со 150-200 м над у.м. до 300-350. Вот эту таежную периферию и освоили ракетчики.



Изд.Генштаба, 1:100000. Состояние местности на 1980-е. Цветом выделены некоторые созданные ракетчиками дороги.

Странное впечатление производят сегодня бетонные дороги, идущие на 30-40-60 км среди глухого леса и упирающиеся в какую-нибудь поляну с руинами бетонных сооружений, или без руин - сплошной бурьян. Бетонка наполовину разобрана, металлолом на три четверти растащен, шахты взорваны, рельсы погнуты. Все сохранившиеся наземные постройки в разной степени руинированы и производят удручающее впечатление. Те шахтные пусковые установки, что располагались на землях сельхозпользования, рекультивированы - там уже и духа нет.

Жизнь Звездного как жизнь любого номерного города в СССР была засекречена. В первую очередь, от своих граждан. Судя по картам, его вообще не существовало. Были Бершетские Дачи, а рядом с ними пионерлагерь, к которому провели железнодорожную ветку, чтобы как в Хогвардс ездить на Молодце со Скальпелем. Эта секретность отражена на не без того секретных топокартах масштаба 1:50000-1:100000. По всей видимости, чтобы запутать даже тех, кто имеет допуск к секретным материалам. Зачем? Американцы уже к середине 60-х знали о диспозиции 52-й дивизии, и в отличие от наших суперспецсекретных карт, не стеснялись рисовать экспликацию объектов РВСН. (См. заглавную схему и ниже, от М.Хольма)

БСП-22 тогда


и руины сейчас


На этом фоне работа рекогносцировочных групп советских специалистов, производивших выбор позиционных районов РВСН, выдает параноидальную шпионофобию. Вспоминает, генерал-лейтенант в отставке Евгений Евстигнеев:
"О работе рекогносцировочного отряда Минобороны на территории военного округа знал только командующий, а из местного руководства - первый секретарь обкома (крайкома) КПСС и председатель КГБ области (края). Отряды Минобороны строго легендировались под различные гражданские геологические партии и строительные отряды. Выезжая для контроля работ рекогносцировочных отрядов с общесоюзным паспортом в кармане и в соответствующей гражданской одежде, я также испытывал массу трудностей, связанных с режимом секретности. По легенде был я и начальником геодезического отряда, и начальником геолого-разведывательного управления, и заместителем управляющего Уралгаз, и даже пчеловодом-консультантом. Ездил в поездах в общих вагонах, на попутных машинах, добирался на лошадях, ночевал в Доме колхозника - и нигде не мог сказать, что я генерал из Москвы". (Ветераны-ракетчики вспоминают. - ЦИПК, 1994. С.87).

Запомнить:
РВСН - ракетные войска стратегического назначения
РД - ракетный дивизион (низшая боевая единица)
МБР - межконтинентальная баллистическая ракета
БСП - боевая стартовая позиция
БРК - боевой ракетный комплекс
ШПУ - шахтная пусковая установка

Первый дивизион в 52-й дивизии, обслуживавший ракетный комплекс Р-16, заступил на дежурство в марте 1962 г. Еще не внедрили шахтные установки, использовались позиции открытого типа со стартовыми столами. Ракеты хранились без топлива, поскольку оно было слишком токсичным и ракету нельзя было держать заправленной более 30 дней. Во время карибского кризиса 1962 г. все 4 ракеты 52-й ракетной дивизии, успевшие вступить на дежурство, торчали на пусковых столах в течение месяца.

Пусковую площадку должен был обслуживать целый городок: КПП, штаб, казармы, клуб, столовые, котельная, заглубленные сооружения для установщиков, транспортировщиков, топливозаправщиков и т.д. Один ракетный дивизион - одна БСП. При повышении степени боеготовности с городка прибывал личный состав и осуществлял технологические операции по подготовке ракет к пуску: испытания, вывозку ракет, установку, заправку и т.д. Так было в 60-е.



Как только появилась информация о создании в США шахтных подземных установок (ШПУ), в Союзе сразу же приступили к отработке и испытаниям аналогичной позиции. Уже в 1963 г. было принято постановление Правительства СССР о развертывании в 52-й дивизии новых ракет УР-100. Шахтный БРК с этой ракетой, состоял из КП котлованного типа и десяти рассредоточенных БСП. Такая инфраструктура обеспечивала снижение вероятности поражения одним ядерным боеприпасом всех ШПУ полка. Каждый полк получал свой позиционный район (ПР).



Стоимость строительства стартовых позиций в СССР для ракет УР-100 и Р-36 (по состоянию на июль 1967 г.) составила около 1 млрд. руб., что соизмеримо со стоимостью строительства Куйбышевской и Красноярской ГЭС...

К началу 70-х пуск ракет мог осуществляться уже без присутствия боевого расчета. Новые ракеты находились в ШПУ в заправленном состоянии. На боевом дежурстве в 52-й дивизии стояло ок. 70 ракет, способных долететь до Америки. К ним уже не прилагался городок военных - только кабели на узловой КП.



Этот комплекс мер привел к рассредоточению ШПУ и, как следствие, значительному расширению географии 52-й дивизии. Позиции растянулись с запада на восток и с севера на юг на 70 км, т.е. от Камы до Сылвы по долготе, и от Перми до Кунгура по широте. Это не утаилось от американцев.



увеличить

Чтобы обеспечить оперативное сообщение на столь значительной площади в пересеченной лесной местности пришлось строить сеть опорных бетонных дорог. А чтобы в больших объемах строить шахты и формовать дорожные плиты, пришлось обзавестись собственным ЖБК. Стройбат нагнали, разумеется. Плюс гражданские спецы с подпиской о неразглашении. Плюс ПВО, базы тыла. Пермское ВАТУ уже в 1962 г. перепрофилировали на ракеты и стали готовить военных инженеров - так решили проблему высших кадров. В общем, хозяйство росло как на дрожжах, а ШПУ как грибы, пока не достигли паритета с США.



процесс закладки контейнера с ракетой в ШПУ http://yasnay.ru

Изредка производились учебные пуски, уничтожались старые боеприпасы. Все это под боком у миллионного города, все очень секретно, хоть и громко.

Граждане почти ничего не знали о ядерном щите Родины, которым их накрыли, не спросив. По факту это гробовая плита, конечно. Гарантия, что город накроют первым же ответным залпом. Вдобавок, в 70-е гг в непосредственной близости от боевых позиций 52-й ракетной дивизии возводится крупнейший в Европейской России нефтеперерабатывающий завод, рядом лепятся еще пара химических производств. Это в шести километрах от ближайшего ШПУ. По соседству с несколькими ШПУ прокладывается нефтепровод Сургут-Полоцк. Странно это, хотя понять можно: когда первая ракета ляжет на боевой курс, станет совершенно неважно, что где расположено, и как проходит, гражданское население все равно погибнет на 99,9 %. Но если бы только люди - вся крупная фауна вымрет. Биосфере конец.

Маленькое, но очень грозное таежное государство ракетчиков вполне успешно просуществовало до второй половины 80-х, пока не стало ясно, что развитие спутникового слежения ставит крест на всех стационарных ракетных установках. Что делать? Космос благоразумно удалось уберечь от милитаризации (орбитальных ракетных станций), и усилия сконцентрировались на подвижных комплексах. С 1985 по 1990 год в 52-й ракетной дивизии прошло перевооружение на боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК), которые заколесили по стране.

наследие, Пермь

Previous post Next post
Up