Склоняюсь к тому, что пора заводить вот такие карточки на аборигенов. На настоящих! Если говорить о настоящих манси, то по моих прикидкам их не более трех сотен из одиннадцати непонятных тысяч. Это те, кто живет в лесу натуральным, или около того, хозяйством.
Уй-Вагылтан-Хум. Дословно с манс. "Божественного зверя, спустивший мужчина". Для тех кто не в курсе - это, значит, охотник, добывший медведя и справивший медвежий праздник. А медвежий праздник - это ... вот даже сравнить не счем - в нашей жизни, светской ли христианской, нет такого глобального и массивного праздника. Он настолько больше всего, что мы празднуем, что я теряюсь - это, как если бы на наш выдуманный день народного единства собрался весь рассейский народ и гулял бы напропалую 5 дней и ночей в Первопрестольной. Со Смыслом, с Любовью! Понимая, зачем и почему.
Это тот самый Вова, жену которого зарезали в Ивделе два года назад (
первый очерк из серии "Жизнь и Смерть манси"). Они уже не жили вместе, и дети остались не его и не ему. Все равно больно. Очень.
______________
______________
В праздники умер Юван Шесталов. Да, в последнее время его стало трудно понимать. Он стал эксцентричен. Чего стоит его демарш на Международном Конгрессе археологов в прошлом году. Дорвался, так сказать, до трибуны, высказался.
Он стал писать неподъемные книги. Вроде "Космическое видение мира на грани тысячелетий. Книга-амулет". Если бы мне сказали, что автор манси, не поверил бы, но я сам держал ее в руках. Листал. В моем блокноте записано: "с.65 Шесталов о похоронах мамы". Не помню текст, только пронзительное ощущение утраты. Напишут ли теперь так пронзительно о нём? Где его преданный читатель?