церковь и скверна

Feb 22, 2013 10:19


Новый удар по Церкви вызывает глубокое отвращение. Особенно когда понимаешь, насколько слаженно и заданно работает в России машина антицерковной пропаганды.

Станислав Белковский публикует провокационный текст, в котором призывает Патриарха Кирилла последовать примеру Папы Римского и предлагает ликвидировать РПЦ МП как якобы сталинскую по происхождению структуру. Провокационных текстов Белковский опубликовал немало: своё прозвище Белочка он получил не только благодаря фамилии, но и за то, что не стесняется озвучивать мысли, приличные для озвучивания только в состоянии белой горячки. Но на этот раз статью публикует не сайт «Эха Москвы», а массовое издание - «Московский комсомолец» Павла Гусева. Специфический характер этого издания и его хозяина понятен всем и каждому. МК не стыдится публиковать под видом публицистики площадную ругань, а уж «специальный» характер его журналистских расследований обсуждать лишний раз не нужно.

С большого ума депутаты нашего парламента направили обращение в прокуратуру с просьбой проверить текст Белковского на экстремизм. Прокуратура взялась за дело. Зная страсть Белковского к грязным провокационным играм, я даже не сомневаюсь, что этот ход событий порадовал Белковского. Сейчас он получит трибуну и, в отличие от аффектированной Надежды Толоконниковой, использует эту трибуну по полной - со всей своей сверхъестественной (я бы сказал, демонической) пошлостью. МК уже опубликовал комментарии Белковского по вызову на допрос в следственный комитет. Белковский бравирует и упивается ролью непобедимого джедая, который намерен сокрушить имперскую армию клонов (ЕдРо) и тёмную силу (РПЦ во главе с Патриархом). Депутаты сейчас, в сущности, инициируют процесс с сомнительным юридическим обоснованием - процесс, который подставит под информационный удар Церковь и позволит продвигать белую горячку в массы.

Хочется верить, что столь резонансным, как дело о панк-молебне, начатое прокуратурой мероприятие не станет. Но как само заявление Белковского, так и разворачивающийся спектакль «Белковский против гэбэшно-православной диктатуры» есть, несомненно, продолжение того процесса, который оформился в деле Толоконниковой, Алёхиной и Самуцевич. Этот процесс - восстание «второй церкви». Не просто удар по РПЦ МП, но именно восстание «второй церкви». Белковский уже заявил, что часть священников его поддерживает, а звезда либеральной теологии Андрей Кураев уже успел поддержать Белковского. В деле о панк-молебне было ровно то же. Но тогда, видимо, что-то недооформили - и помочь вызвался Белковский.

Кто вдумывался в текст хита про Богородицу и Путина, должен был заметить, что там речь идёт именно о противостоянии двух церквей. Есть там церковь патриарха, которая якобы поклоняется Путину, а её паства - ничтожная слизь («ВСЕ прихожане ПОЛЗУТ на поклоны»). И есть церковь иная: Путину противостоит «Богородица-феминистка», прихожанам противопоставлен героический «гей-прайд» (который «отправлен в Сибирь в кандалах»), а поклонению реликвиям - митинги («пояс Богородицы не заменит митингов»). Между прочим, сложно придумать более антиправославный образ, чем карающая Богородица. Богородица традиционно выступает как заступница перед Богом - в том числе за грешников. Разве что за Иуду и Царя Ирода она заступиться не может. Молить её кого-то изгнать значит выворачивать наизнанку христианское Предание.

Женщины-панки, правда, даже свою беспомощную частушку пропеть не смогли. Они именно задирали ноги, что-то мямлили, а отчётливо и с куражом кричали: «Срань, срань, срань Господня!» Именно 3 раза и несколько раз по 3 раза. Потом был процесс, изолганный либеральными СМИ не менее, чем сейчас ими изолгана статистика по насилию в отношении детей. В ходе процесса на Церковь обрушились так, будто судьёй был Патриарх, а прокурором о. Всеволод Чаплин. На основании грубого допущения, что «Гундяев лично» заказал Толоконникову нашей «гэбне», антиприхожане из антицеркви истерически вопили про инквизицию и прочие несуразные вещи. Креативная молодёжь делом не интересовалась. Им было безразлично, что именно произошло в Храме Христа Спасителя. Они без сомнений приняли версию про месть Путина и Патриарха. Они не чувствовали, как взволнована была открытой войной против Церкви консервативная часть православной общественности. И было отчего волноваться: в поддержку панков по стране прокатилась волна осквернений; панки, оскорбившие священные символы (они ведь залезли для задирания ног и выкрикивания «срани» на амвон - самое сокровенное место в храме), безоговорочно были поддержаны самозваными представителями гражданского общества, готовыми объявить вульгарных тёток из «П.Р.» чуть ли не «юродивыми» и «новыми святыми».

Мне запомнился текст, опубликованный Ольгой Бакушинской в день вынесения приговора.

Наверное, когда все уляжется, я что-нибудь еще скажу, а пока вот вам письмо православной женщины:

"В связи с позорными событиями последних месяцев и в особенности вынесенным сегодня при прямом подстрекательстве руководства церкви и людей, по недоразумению именующими себя «православными гражданами» неправосудным приговором в отношении Pussy Riot, я, постоянная прихожанка церкви свв. Козьмы и Дамиана в Шубине с 1996 года, библеист и кандидат исторических наук, официально объявляю о своем полном и
безусловном разрыве отношений с РПЦ МП. Я остаюсь верующей христианкой, но находиться в одной церкви с лжецами, стяжателями и мракобесами считаю для себя совершенно невозможным из соображений этики. Я дорожу своей верой, но остаться после случившегося в РПЦ означало бы, что я одобряю их действия и, следовательно, соучаствую в них. Считаю, что церковь нуждается в очищении и обновлении - лишь тогда человек честный и порядочный сможет с чистой совестью вновь переступить ее порог. Призываю всех искренне верующих последовать моему примеру и буду признательна за максимальный перепост."

Я согласна с ней. От РПЦ МП несет серой на весь мир. Ваше дело как вам поступать. Я никого не хочу осуждать. Но от РПЦ МП несет. И теперь ее поселят нам на голову. Всем подряд, включая детей. Это очевидно.

Итак, некая образованная христианка (т.е. знающая тонкости экклесиологии - учения о мистическом, сверхисторическом предназначении православной церкви) видит в процессе нечто настолько скверное (т.е. оскверняющее Церковь, участие которой в этом процессе далеко не очевидно), что порывает со своей Церковью и (почувствуйте, насколько это радикально!) призывает к этому всех - на невнятных основаниях. А Ольга Бакушинская говорит, что от РПЦ «несет серой». Даже не в связи с процессом, а вообще - как бы по причине субстанциальных качеств Церкви («серой несет» обычно от дьявола, от скверны). Бакушинская, в силу наивности, выразила суть послания искушенного «библеиста». Церковь не оттого скверна, что «ее посадят нам на голову» (так называемое «сращивание»), а сама по себе, поэтому ее и не хочется иметь «себе на голову». Не Церковь осквернила себя «сращиванием», а государство и общество через «сращивание» осквернится от Церкви. По-моему, логика текста Ольги Б. именно такова. Вот и подлинные «основания», по которым библеист истерически бежит из Церкви: дух Русской Православной Церкви библеисту чужд. А вот сообщество пользователей фэйсбука и всякие там бакушинские - близки. И никто как будто не ощущает того, что предъявленные основания - это чьи-то домыслы о «подстрекательстве со стороны иерархов» и чисто моральные оценки поведения отдельных лиц (даже не официальных) во время процесса. Итак, реальный мотив глубже - неприятие Церкви. Процесс запустил манифестацию этого разрыва, оформление «второй церкви». Этому подпевает скандальная журналистка Бакушинская - подпевает в такой разнузданной манере, будто с Церковью как собором верующих уже не стоит считаться (а РПЦ МП опирается именно на этот собор).

Самый известный манифест разрыва был составлен заштатным священником Сергеем Барановым в форме письма Патриарху о снятии с себя сана. Опубликовано оно на фэйсбуке. Т.е. по факту является не письмом, а призывом. Составлено оно из высказываний Николая Сванидзе и других «либероидов», т.е. это образцовый конспект, клирик просто конструирует из фрагментов либероидной пропаганды концептуальную базу для исхода из РПЦ. Поскольку он заштатный клирик, его конфликт с Церковью, по-видимому, давний, он просто обостряется, когда начинается общая тенденция к исходу прихожан «второй церкви» из РПЦ МП.

Белковский решил оформить вторую церковь политически и идеологически. В конце концов, если креативная общественность пришла в восторг от «концептуальных» речей Толоконниковой и её подруг, то уж интеллектуал Белковский сможет вымучить полноценный манифест «новой церкви». На меня, кстати, те речи (тех подсудимых) произвели впечатление искренних и взволнованных. И наивных: Надежда Толоконникова сопоставляет себя с Сократом, Достоевским и Введенским (обэриутом), смешивает клерикализм и сталинизм, публичный и повсюду обсуждаемый процесс сравнивает со «сталинскими тройками». Это показатель того, что действуют и высказываются они искренне - просто война между агрессивным постмодерном и нашей цивилизацией стала неизбежна. Есть в её речи трогательный момент: ей кажется, что во время процесса ощущалось присутствие некоей высшей силы, которая заставляла всех оговариваться, называя подсудимых пострадавшими. Речь здесь не о «силах», а о культурной интуиции. Господь в православном Предании обычно не высказывает свою волю через оговорки - путает, сбивает с толку обычно дьявол. Толоконникова, запутавшись в тумане постмодерна, не отличает Достоевского от Введенского, себя от Сократа, Сталина от Путина, сакральное от профанного, сумрак от света. Думается, такое состояние (по-моему, аффектированное) было создано той ущербной информационной средой, в которой оказалась активистка.

Я не знаю, насколько правосуден был приговор. Я убеждён, что тюрьма - едва ли не худшее, что может случиться с человеком. Но затягивание и скандализирование процесса было выгодно именно тем, кто поднимал «вторую церковь». В случае с Белковским всё это может повториться лишь как фарс. Аркадий Мамонтов снимет фильм «Провокатор», где раскроет (на этот раз абсолютно реальные) связи своего персонажа с Березовским. Сергей Удальцов будет вынужден поддержать Белковского вместе с другими членами КСО. Кто-то даже попытается представить Белковского новым пророком или кем-то вроде протопопа Аввакума. На самом деле, это скверна затягивает своих адептов всё глубже. Те, кто поддержал «марш подлецов», могут и Белковского поднять на щит. Идеальный, вообще говоря, пророк антицеркви, уже канонизировавшей тёток в балаклавах.

По-моему, прокуратуре стоило бы проверить на экстремизм другие высказывания Белковского - всё его творчество (достаточно, правда, обильное). А может, и не только словесное творчество.

креативный класс, христианство

Previous post Next post
Up