деконструктивизм

Jan 17, 2013 12:17


Деконструктивизм я трактую широко - как методологию целого ряда социально-гуманитарных направлений, а не только как школу литературной критики. Первоначально это была чисто философская рефлексия над языком и речью, предложенная французом Жаком Деррида. Он указывал на противоречивость всякого знака, условность отношений внутри знаковых систем, что ( Read more... )

историософия, постмодерн

Leave a comment

cobrina January 17 2013, 08:31:59 UTC
В духе размышлений Бергера и Лукмана об обществе как сконструированной реальности (вещах-значениях) развивается этнологический конструктивизм, заявивший о себе в знаменитом сборнике «Этнические группы и социальные границы» под редакцией норвежского антрополога Фредерика Барта (сборник по итогам конференции 1968 года, т.е., скорее всего, независимый от идей социального конструирования реальности). Здесь показывается, как этническая идентичность связана с распределением социальных практик между группами, какое значение имеют именно границы, как они преодолеваются в ходе человеческой деятельности. То есть предлагается взгляд на этносы как на конструируемые в ходе социальной практики вещи. Для этнологического конструктивизма важны не непрерывности (в духе: этнос - это устойчивая, исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим языком, культурой, территорией проживания и т.п.), а границы, различения, а также идентификация как социальный процесс, обусловленный определенными обстоятельствами. Культурные различия актуализируются в социальных практиках - это и создает этнические идентичности. По-моему, В.А. Тишкову принадлежит следующая трактовка основной идеи Ф. Барта: этнос - это способ социальной организации культурных различий.

Не являются ли эти теоретические изыскания основой появления у нас "поморов"? Упоминание Норвегии сразу ассоциации навеяло.. Или я ошибаюсь, и данная теория здесь ни при чём?

Reply

ilya_yu January 17 2013, 13:36:42 UTC
Теорию этнологического конструктивизма не стоит считать технологией создания новых этносов; сам Фредерик Барт благополучно изучал пуштунов - и вопросами создания новых идентичностей, насколько я знаю, не занимался. Но те, кто этим занимаются, без сомнения, прекрасно знакомы с теорией. Теория поморского этноса же основана, скорее, на примордиальной этнологии - главного оппонента конструктивизма. Примордиализм-то как раз учит, что этносы не конструируются, а представляют собой чистую объективность. Но само "поморство", безусловно, является результатом конструирования. Т.е. поморы и другие новые этносы, конечно же, конструируются, но подаются как примордиальные.

Reply


Leave a comment

Up