Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту.
Актерский состав: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон...
Жанр: драма, приключение...
"Ветру не свалить дерево с мощными корнями..."
Леонардо ДиКаприо уже давно стал определенной меркой, от которой веет отличным вкусом и стабильностью. Это некий гарант и, идя на фильм, главную роль в котором исполняет этот актер - переживания по поводу качества попросту отсутствуют. Можно всегда быть уверенным, что фильм окажется достойным и осмысленным, и сил в него вложено будет немало. Да, некоторые фильмы могут не лечь на душу, но объективно все они имеют высокую пробу. Картина "Выживший" ничуть не выбивается из установленной закономерности.
Это кино пестрит явными признаками великолепно проделанной работы, грандиозности масштабов и усилий. При этом пестрота эта размывается невероятными просторами природы. Здесь самое важное - атмосфера. Именно она является главной движущей силой этого фильма, она буквально заполняет весь зал и цепляет сознание. Чувство постоянного напряжения, ощущение опасности и дикости происходящего. Человеческая жадность, столкнувшаяся с любовью к родной земле. Чувство долга и чести, вступившие в борьбу с абсолютным эгоцентризмом. Сила воли и духа сквозь физику человеческих возможностей. Все это гладко и органично вписано в атмосферу, повисшую на экране. Она захватывает и втягивает в метель людских эмоций и жизней; мороз от увиденного проносится по коже; стоит запах сырого мяса и отчаянного страха. При абсолютной подвижности и жестокости сюжета обаятельно вписана своенравная погода и виды неподдающейся описанию красоты. Именно атмосфера приковывает к экрану, не давая ни малейшей возможности выпасть из происходящего.
Я еще скажу об актерах, а пока назову главного - Эммануэль Любецки. Это оператор. Почти всецело заслуга перед атмосферой этого фильма лежит на операторской работе. Это нечто невероятное, до глубины талантливое и профессиональное. Это отдельный элемент фильма. Именно это поразило меня в большей степени. И дело даже не в потрясающих воображение видах Канады и Аргентины, в которых проходили съемки, а в том, как все это подано. На уровне последовательности кадров, сменяющих друг друга, чувствуется сам оператор. Внезапно нахлынувшая динамика сменяется тревожной статикой и делает это настолько естественно, что сердце порой колотиться в ритм экранного действа. Бесподобное музыкальное сопровождение, ни разу не выбивающаяся из русла повествования, безупречно создает вместе с проделанной работой Любецки образ существующий по ту сторону экрана. Они фактически заставляют окунуться во все, что творится на глубине.
Ни одной лишней сцены, ни одного бессмысленного диалога, ни одного кадра, который можно было бы выкинуть не повредив цельности картины. Каждый элемент выжат на максимум: каждая, задержавшаяся на экране сцена, имеет строго выверенные границы своего существования. Повторю - ничего лишнего. А это редкость. Притом о скуке говорить не приходится: волнообразно после небольшого затишья кино возвращается к намеченному драйву - оно не позволяет остыть.
Но при этом я не могу сказать, что Лео меня удивил. Хотя для меня эта роль и остается одной из его самых мощных работ, но все оказалось вполне ожидаемо. Оставаясь честным с собой, я признаю, что местами я бывал им недоволен, порой мне хотелось немного большего или того же, но в ином направлении. Но последующие сцены убеждали меня: поступи он так, как того желал я - и он бы потерял целостность своего героя. Его чувство. А то, что он его ощущал - без сомнений так. В данном случае задача лежала на нем тяжелая, но и награда за успех при ее выполнении виделась внушительной. Одно дело - работать, отталкиваясь от текста своего персонажа, существовать в описанных собой же эмоциях; другое дело - обойтись вовсе без слов. Сделать так, чтобы зритель понимал каждый нюанс, каждую нить, ведущую к внутреннему состоянию героя. Чтобы слова казались лишними. И он делал это. Его взгляд пронзающий кадр, полный тишины, звучал невообразимо громко и ясно. Он, однозначно, сумел приковать к себе. В сцене, когда герой ДиКаприо пытается не моргать, я случайно поймал себя на мысли, что тоже застыл в наблюдении за ним и сам перестал моргать.
Не меньшей победой для данной картины был Том Харди. Черт возьми, он до безумия колоритен. Он с такой точностью вписался в предложенную роль, что ненароком при всем "багаже гнилья внутри", его герой вызывает понимание. Я убежден, что одним из важнейших достоинств игры этого актера был его голос. С ним я ознакомиться не смог, так как посещал дублированную версию, но, однозначно, взгляну на него в оригинале. Твердая уверенность и непреклонность в собственных убеждениях, доминирующее чувство личного комфорта - все с точностью читабельно благодаря актерской игре Харди. Во время сцены у костра, когда он рассказывает историю о своем отце, параллельно моим мыслям друг рядом тихо спросил: "Ты тоже не можешь отвезти взгляд от его глаз?". Каким-то мистическим образом они приковывали и создавали ощущение приватности, будто вся история была лично для меня, именно мне он сейчас все это рассказывал. И я поверил.
Но мне также очень понравился Донал Глисон. Роль у него, конечно, менее объемна и по времени на экране, и по внутреннему содержанию, но при этом раскрыть персонажа ему удалось даже в строго отведенных ему границах. Некое зажатое в рамках должности и необходимой хладнокровности чувство справедливости. Уважение перед опытом и заслугами подчиненных. Внутреннее равенство окружающих и осмысленное отношение к жизни.
Суровость природы и ее отчаянная жестокость уступает перед свирепостью и зверством человека. Натурализм здесь - высший класс. Все раны внушают настоящий ужас, не отступающее чувство жути. Все это также, сливаясь с великолепной актерской игрой, превосходной операторской работой и точным саундтреком неизменно творит царящую в фильме атмосферу человеческой одичалости и дикарства. Умеренное чувство страха и, не покидающий трепет перед существующим упорядоченным хаусом природы. Мертвые туши животных, бьющийся на последних издыханиях бизон, горящие гиены, оставленные в одиночестве медвежата - жалость и одновременное омерзение перед творящимся кошмаром... И монотонно болезненное дыхание на фоне пустоты и озаренного сквозь облака солнцем неба.
На что способен человек, когда в сердце живет вера в свою необходимость. Когда она, соединяясь с бесконечной утратой, приводит к одержимости отмщением. Когда весь мир вокруг упорно вдавливает в землю, старательно пытаясь уничтожить, а внутри все ограничено двумя людьми, ставшими всей жизнью. Непрекращающаяся борьба с обстоятельствами, и, как оказывается по итогу - и с самим собой. Вот, что творит человека и одновременно превращает его в зверя.
При всей, казалось бы, предсказуемости, фильм не дает расслабиться и заставляет, прильнув к экрану и открыв рот беспокоиться о судьбах персонажей. Да, чувство того, что главный герой все же должен одержать "победу" не оставляет, но ничего с собой поделать не выходит и, поддаваясь бегущим по коже мурашкам, неизменно продолжаешь переживать, как минимум, за то, чтобы герой не стал обладателем новых увечий.
Концовка неожиданно хороша,на мой взгляд. Главному герою все же удается очиститься и он впервые позволяет себе слезы.
Фильм силен. Он профессионален. Все элементы в системе работают на уникальную атмосферу. Кино это подкупает многим, погружая в психологию и инстинкты, рассказывает историю от которой стынет кровь. Всего ли хватило? Не знаю, может и нет, но фильм я, однозначно, советую. Даже если он не произведет на вас должного впечатления, его достоинства, я уверен, вы сумеете оценить.