На выходных были с Сережей на реконструкции войны 1812 года.
Ну, не такой, как надо: пушки там не стреляли, и по полю коню не ходили.
Кони ходили по Тверскому бульвару, пушки и орудия стояли там же, дядьки в белых брюках делали вид, что они - Наполеон.
Мне все это было скучно и неинтересно, все эти военные действия, орудия, кузницы, даже кони, но когда мы проходили мимо инсталляции военного полевого госпиталя, там где полевая хирургия - там я залипла надолго.
Стоит деревянный стол, за ним стоит огромный бородатый хирург в халате, измазанным краской. Кровь.
Перед ним инструменты, сохранившиеся с 1812 года - хирургические, разумеется. И он все подробно рассказывает. Это был тот момент, когда хочется пододвинуть стул (откуда-то взявшийся на Тверском бульваре), присесть и, подперев ладошками щоки, слушать и слушать и слушать открыв рот. Которым я задавала вопросы. Тыщу вопросов, интересно же.
Хирург достал ампутационный набор инструментов и сказал, что сейчас в режиме реального времени покажет как именно осуществляется ампутация и сколько времени это занимает.
Выбрал из слушающих мужчину, сказал, что сейчас на нем покажут, как ампутируют руку. Достал табуретку, ассистент хирурга хитро его зафиксировал, своеобразно "обняв" со спины. В рот дали металлический инструмент, чтобы от боли не откусил себе язык. На плечо наложили турникет (металлическая с кожаными ремнями штука типа тугой повязки) и хирург взял специальный нож.
Пояснил, что этим ножом ОДНИМ круговым движением необходимо рассечь мягкие ткани до кости. И показал как.
Вот понимаете? Вот сразу видно - хирург. Ловко, точно, моментально и без рассуждений. Я думала там режут ножом как колбасу, медленно и печально, а тут - ОДНИМ резким движением.
Затем специальными такими маленькими "грабельками" раздвигают мягкие ткани и хирург специальной пилой отпиливает кость. Сказал, что кость руки пилится очень быстро и что основное время ампутации приходится именно на распиливание кости. И что вся процедура занимает от полминуты до минут четырех, если это какая-то толстая кость.
Отпилил кость и выкинул в орущую толпу муляж окровавленной руки.
Парень, сидевший с металлической штукой в зубах, чуть не охерел от натуралистичности происходящего.
Ребята, как же это захватывающе. Как же это страшно, когда понимаешь, что это не шутки и что нет анестезии. Палец порежешь и ходишь орешь три дня, а тут ампутация вживую.
Хирург великолепен. Я не знаю, все ли хирурги такие харизматичные, но те, которых я встречала - да. Они спокоооойные, огромные и такие, знаете, вот им не страшно довериться. Режьте, доктор.
Надо перечитать книгу Торвальда "Век хирургов". Если на вашей голове волосы давно не шевелились, то тоже почитайте.