"Современная драматургия". - 2009. - № 4.
Заметки с III Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-plays» и VII международного драматургического конкурса «Евразия»
«Мы не зарабатываем деньги на этом фестивале. Что-то другое делаем, почву рыхлим», - этими словами Николай Коляда открыл III Международный фестиваль современной драматургии «Коляда-plays», собравший 23 театра из разных городов России, Франции и Молдовы.
То, что в условиях кризиса, этот фестиваль состоялся, да еще с таким размахом - само по себе чудо. Однако, как считает его организатор и вдохновитель, «жизнь одна и дожидаться лучших времен - не следует». В первом выпуске «Театральной газеты» (а надо отметить, что каждый день выходил новый номер!) Коляда пообещал компенсировать «теплотой и душевностью» все неудобства, связанные с маленьким бюджетом. И это ему с лихвой удалось. Правда, прессе драматург заявил, что проводит фестиваль последний раз, так как без поддержки, на собственные средства, проводить его безумно сложно.
Открытие «Коляда-plays» произошло просто и стремительно. На сцену выбежал Коляда, поздравил всех, а в заключение ему вручили диплом и медаль Дягилевской премии за уникальный вклад в формирование современного облика театральной России. Кстати, пользуясь случаем, поздравляем коллектив «Коляда-театра» с получением Государственной премии имени Федора Волкова «за вклад в развитие театрального искусства».
Начался фестиваль с семинара по современной российской драматургии, в которой участвовали сам Николай Коляда и театральный критик Павел Руднев. По-другому и быть не могло. Драма, пьесы, новые тексты - главное событие всего мероприятия. Слушатели в основном интересовались тем, как постановки по Коляде воспринимаются критикой (выяснилось, что от штампа «чернухи», к сожалению, отошли еще не все) и итогами драматургического конкурса.
В этом году «Евразия» проходила в рамках фестиваля, вернее, логически входила в его программу вместе с традиционным финальным выездом в летний театр Коляды в село Логиново. Награждение же и закрытие проходило в парке Вайнера неподалеку от «Коляда-театра». В качестве приза все лауреаты получили летящую золотую звезду и золотой гвоздь для фиксации звезды в полете.
Сама собой образовалась номинация «Лучший художник». Лауреатом стал Андрей Мелентьев за декорации к спектаклю «Башмачкин» по пьесе Олега Богаева (реж. Н. Коляда, екатеринбургский Театр Кукол). В складках декораций - вместо крыши растянута огромная шинель с окном посередине, все действие происходит практически на кровати Башмачкина - возникают то чиновники, то прислуга, то петербуржская интеллигенция, то крестьяне. Все они стоят между Башмачкиным (Олег Ягодин) и Шинелью, с которой он так жаждет встретиться. Башмачкин - единственный «живой» персонаж среди кукол и при этом самый беззащитный. Шинель - то маленькая, как ребенок, отчаянно зовущий своего «родителя», то беспощадная в своей мести. Особенно зловеще выглядит танец огромных - выше человеческого роста - шинелей, бесцельно кружащих на месте. Ярким получился танец швейной машинки, а на самом деле - Портного. Только от «человека» здесь всего лишь сапог и рука с ножницами, остальное «тело» танцует ящичками и педалью. Шинель переходит от хозяина к хозяину, накапливая энергию действия, чтобы потом взорваться финальным монологом Башмачкина, потерявшего свою Галатею. При всех достоинствах спектакля досадными казались места, где реплики героев просто не были слышны, причем даже на первых рядах.
Приз в номинации «Лучшая мужская роль» получил актер екатеринбургского ТЮЗа Леонид Окунев, исполнивший роль Амалии Носферату в одноименной постановке Олега Гетце (театр «Ангажемент», Тюмень). Монолог полусумасшедшей старухи, желающей отдать свои вещи местному облдрамтеатру, обращен к «режиссеру», сидящему в зале, а на самом деле - к зрителям первых рядов. Это им она предлагает то автомат Калашникова («Есть там кого пострелять? Есть. Всегда есть кто-то, кого надо пострелять»), то икону со стертым изображением. Старые обтрепанные чемоданы открываются один за другим, а вместе с вещами на свет выходят воспоминания. Окунев преображается на глазах у публики в одно мгновение. Одел бантик на голову и вот… Амалия совсем еще девочка, играет в классики и уже тогда знакомится с мальчиком, который потом станет ее мужем. Сделал губы бантиком, и вот она юная девушка, идет на свое первое свидание. А вот играет с сыном, ждет мужа с работы, получает от него тычки... Партнер Окунева - Игорь Кудрявцев - здесь же исполняет роль говорящей вороны, понимающей только немецкую брань и невольно своими репликами выдающей тайны хозяйки. Постепенно перед зрителем разворачивается целое полотно одной жизни с трагическим финалом - единственный сын героини погиб. Ничего не остается от комической старухи, она даже начинает говорить о себе в мужском роде. В этом финальном отрывке монологе слышен голос Автора: «Забери всё. Берите мои ночные кошмары, моё детство, моих неродившихся детей, моих умерших родителей, моих сестер, мою любовь к театру - не к вашему облдрамтеатру пошлому, а к Театру, к Театру, к Театру!»
В спектакле этот момент обыгрывается «рамочной» композицией. В начале актеры, как уличные комедианты, вытаскивают на сцену тележку со всем своим скарбом. На глазах у зрителя Окунев одевает костюм Амалии Носферату, а Кудрявцев заходит в клетку. Во время же «мужской» части монолога героиня срывает с себя платье, шляпку и вновь превращается в Актера, страстно кричащего зрителю: «Забирай всё моё, бери, проклятый, кидай в своё хайло всё моё, жуй, жри, соси…»
Спецприз «Надежда» получил спектакль «Я ухожу красиво» (реж. Анна Бабанова) омского театра-студии Александра Гончарука. Представление (это слово сюда больше подходит) получилось ярким и зрелищным, с отличными пародийными номерами, использованием видео и в лучшем смысле этого слова молодежным. Однако заявлено, что сделано оно по пьесе «Учитель химии» Ярославы Пулинович. Хотя формально вроде бы текст подается без изменений, по факту в этом действе от него не осталось ничего, кроме темы школьного выпускного. Пьеса Пулинович по сути - монодрама девочки-подростка, которая, пропуская сквозь себя истории своих одноклассников, решает важные вопросы самоопределения и делает выбор, задающий ее дальнейший путь. Соответственно, акцент должен был бы быть на главной героине. В постановке Таня с самого начала незаметна, одета в серую одежду и уродующую ее шапку. Она легко срывается на крик, драку, но все равно теряется в гуще своих ярких одноклассников. В какой-то момент она вообще исчезает из действия и появляется только в финале, уже без шапки, поэтому узнать ее может только зритель, знакомый с текстом. По реплике. И образ учителя химии, который своими идеальными представлениями о жизни влияет на жизненный путь ученицы (Таня становится учителем химии), дан здесь только как комический.
Интересно, что не только текст Пулинович, но и даже этот безобидный спектакль о выпускном вечере (по форме напоминающий хороший капустник), по свидетельству режиссера, воспринимается омскими зрителями как «страшная жестокость». Учителя запрещали его показ в школах и колледжах. Поэтому перед началом спектакля обычно делают специальное объявление: все, показанное на сцене, произошло не у нас, а в одной из школ Сургута. Неужели омские преподаватели не предполагают, что кто-то из их учеников может курить, драться, прогуливать, употреблять наркотики или быть хакером?
На фестивале был отмечен также спектакль «Ой, лю-ли, лю-ли» по пьесам Н. Коляды «Половики и валенки» и «Попугай и веники» студентов Ярославского театрального института в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (Александр Кузин). Этот приз, без сомнения, - признание педагогических заслуг мастера. Каждого из молодых актеров, а особенно исполнительниц женских ролей, хочется запомнить на будущее. Такие таланты не пропадут и еще не раз прозвучат, тем более в руках опытного преподавателя. В этой работе ощущаются свежесть и серьезность восприятия драматургии Коляды, отсутствие штампов и наработанности - оттого и возникли искренность и убедительность в работах столь молодых людей. Актерам удалось обнаружить тот самый свет, просачивающийся сквозь самую грубую оболочку колядовских героев, но неизменно в них присутствующий.
Награду «За лучший актерский ансамбль» присудили пермскому театру «У Моста» за спектакль «Детектор лжи» по пьесе Василия Сигарева (состав: Марина Шилова, Владимир Ильин, Андрей Молянов). Выбор именно этой пьесы-фокуса по всей видимости не случаен. С современной пьесой театр стал работать сравнительно недавно, а драматургия Макдонаха, постановки по которой прославили этот коллектив, относится скорее к разряду классики. Поэтому, видимо, «для разминки» была выбрана комедия - забавная, со «вторым планом», «хорошо сделанная новая драма». При всей неприхотливости текста и сценического оформления актерам удалось сорвать аншлаг за счет естественного существования в заданных (совсем неестественных - ведь на сцене происходит сеанс гипноза) условиях.
Гран-при фестиваля в этом году уехало в Коми-Пермяцкий драматический театр им. Горького (Кудымкар). Спектакль «Уйди-уйди!» Станислава Мещангина стал главным открытием «Коляда-plays». Особенно жюри отметило великолепное решение сцены, преображенной с помощью подробных бытовых деталей в «реальную квартиру», и абсолютно достоверное «бытовое» существование актеров в этом пространстве.
Еще один учреждённый лично Колядой спецприз получил кишиневский театр «С Улицы Роз» (худ. рук. Юрий Хармелин) за популяризацию уральской школы драматургии в Молдове. На фестиваль этот театр привез «Старую зайчиху» Коляды - историю о двух постаревших актерах, когда-то давно расставшихся и встретившихся где-то в Сибири в комических обстоятельствах. «Зайчих», кстати, на фестивале было целых три. Свои постановки привезли также Нижнетагильский театр драмы и ТЮЗ г. Заречный Пензенской области. Спектакль Хармелина в этом ряду отличается серьезным реалистическим прочтением, проработкой тонких нюансов в отношениях главных героев. Когда герой, обозначенный как Он (Юрий Чуприн), надевает на себя заячьи уши, кричит: «Мне помощи не надо! Я заяц с головой!» - он произносит это так, что у зрителя от жалости разрывается сердце. И видно, что актриса Альбина Самарцева начинает жалеть сразу и героя, и актера, хотя по тексту какое-то время еще должна быть груба и цинична. В итоге, все шутки и комические моменты, заложенные в пьесе, отходят на второй план. На первом - трагедия двух людей, безучастно наблюдать за которой неловко.
Конечно, список лауреатов и призеров - это только «сливки» той насыщенной программы, которую показывал «Коляда-plays». Фестивалю сопутствовала обширная внеконкурсная программа. Во-первых, «Коляда-театр» показал свои спектакли «Гамлет», «Король Лир» и премьеру «Трамвай «Желание». Это трио представляло на фестивале своеобразный мастер-класс Коляды по прочтению классики, когда затертые школьным образованием «Быть или не быть?» приобретали вдруг глубоко личный смысл.
Во-вторых, работу продолжали «Театр в бойлерной» и «Театральный марафон» - мероприятия, необходимые современной драме как воздух. При той скорости, с которой репертуарные театры «спешат» ставить молодых авторов, немногие из них доживут до того момента, когда увидят свои пьесы на сцене. Коляда изобрел форматы, в которых новые тексты оказываются прочитанными, когда они еще находятся в свежем состоянии. Пусть это не полноценные спектакли, однако - это читки, исполняемые профессиональными актерами и с небольшими элементами театрализации. Выигрывают в этой ситуации и авторы, и актеры, и зрители, и, на самом деле, весь российский театр. Ведь пьеса, существующая в виде читки, гораздо ближе к сцене, чем пьеса, написанная «в стол». Зрителям фестиваля посчастливилось услышать пьесу О. Богаева «Как я съела мужа», В. Шергина «Чудо, а не дети», Д. Карапузова «Кто любит Панкратова?», Я. Пулинович «Наташа», Е. Киселевой «Третий глаз», Н. Коляды «Всеобъемлюще».
По итогам конкурса «Евразия - 2009» можно утверждать, что в современной российской драме продолжается устойчивый интерес к «маленькому человеку», ситуации противостояния обстоятельствам, но при этом - никакого бунта против миропорядка в целом. Конфликты решаются на уровне личной жизни героев. Однако, если несколько лет назад столкновение возникало, в основном, между мужчиной и женщиной как разными социальными и психологическими типами, то в пьесах шорт-листа этого года (как, например, в пьесе «Отец семейства» М. Шадрина, 3 приз номинации «Для большой сцены) «войны» происходят, в основном, в семьях, причем внешне благополучных, между самыми близкими людьми. Остаются также темы самоопределения творческого человека в искусстве и в жизни (С. Киров «Похороны его бабушки», 2 приз той же номинации), что примечательно, поскольку обычно такие пьесы пишут люди, имеющие непосредственное отношение к театру и понимающие его природу.
Первый приз в номинации «Пьеса для большой сцены» взяла пьеса Анны Батуриной «Фронтовичка» - о преподавательнице танцев, прошедшей Великую Отечественную, женщине со сломанной войной личной жизнью. Густой по событиям и временным рамкам текст по форме ближе к киносценарию, а по драматизму ситуации - к эпическому театру. Удивительно, как такой сильный сложный текст мог написать совсем юный драматург. Она же получила третий приз за детскую пьесу «Ванькина шабашка», в которой действуют… гастарбайтеры или «джики», как назвала их Батурина. И хотя они сказочные, в них легко узнаются реалии нашей жизни: питаются «джики» чем попало, работают бесплатно, живут без паспортов, на родине их ждут с деньгами голодные семьи… «Ванькина шабашка» - это ответ на вопрос, как говорить с детьми на актуальные темы в театре.
Вообще, надо отметить, что в этом году финалисты номинации «Пьеса для детского театра» просто превзошли себя. Потому что обычно авторы, пишущие для детского театра ограничивались инсценировками известных сказок. И тут, наконец, появились пьесы (остальные номинанты - «Ешка-матрешка» Роберта Орешника, «Последний» Алексея Егорова), о праве на постановку которых должны мечтать все детские театры.
Хуже всех обстояло дело с номинацией «Пьеса на свободную тему». Первая премия вообще не вручалась - оказалось, что некому. Вторую премию получила Людмила Духанина за короткую остросоциальную пьесу «Неужели меня нет». Третью - драматург Александра Чичканова, выстрелившая на этот раз семейной драмой «Размазня».
Примечательно, что фестиваль «Коляда-plays» берет на себя и просветительские задачи. В рамках фестиваля был проведен семинар по современной французской драматургии, показаны спектакли Давида Леско («Круг наших занятий»), Лионеля Спишера («Полет ныряльщика») и др., прошли творческие встречи с драматургами Олегом Богаевым, Николаем Колядой, показаны фильмы, в создании которых принимали участие драматурги «уральской школы» («Дело было в Гавриловке», «Легенда о дикторе» и др.). И это далеко неполный список мероприятий фестиваля.
Позаботился Коляда и о внешней стороне дела: для всех были приготовлены холщовые сумки с материалами, футболки и тюбетейки. Вкупе с домашней атмосферой фестиваля, активной работе на семинарах и обсуждениях, возможностью увидеть непосредственную оценку и реакцию на свою работу, думаем, каждый участник получил творческий заряд на целый год, до следующих «Коляда-plays». Если, конечно, хотел получить… И, конечно, если власти пойдут навстречу, и фестиваль вообще состоится.
Болотян Ильмира