"Современная драматургия". - 2009. - № 4.
Одним из основных событий минувшего театрального сезона можно без сомнения считать закрытие фестиваля «Новая драма», просуществовавшего в общей сложности семь лет.
Как сообщили различные СМИ, основатели данного бренда, Михаил Угаров и Елена Гремина, Эльвира и Эдуард Бояковы, не пришли к согласию в решении организационных вопросов и решили разойтись. Точкой преткновения, видимо, послужил последний пермский фестиваль, прошедший в марте 2009 года. Именно там стало понятно, что отныне бренд будет делиться сам в себе, и немалую долю получит «новая культурная столица», как с недавнего времени стали называть Пермь. Возникнет ли там наряду с неотеатром, который сейчас открывает Э. Бояков, новый фестиваль современной драматургии, покажет время. Однако уже сейчас можно констатировать, что зритель в этой ситуации скорее выиграл, чем проиграл.
Во-первых, сколько фестивалей или театров не закрывай, само по себе движение «новой драмы» будет развиваться и дальше, поскольку импульс, заданный в свое время молодой «волной» драматургов, режиссеров и актеров никуда не делся. Наоборот, поколение, заявившее о себе в начале 2000-х, к настоящему моменту повзрослело, набралось опыта, набило руку на конкурсах, семинарах, фестивалях и, самое главное, осталось в театре, хотя и с перерывами на написание сериалов. Впереди еще - самые главные тексты братьев Дурненковых, М. Курочкина, Ю. Клавдиева, И. Вырыпаева и многих других. А вот будут ли спектакли? Этот вопрос по-прежнему подвешен в воздухе. Наверняка можно сказать только, что еще появятся отличные «новодрамовские» фильмы.
Во-вторых, уже сейчас закрытие «Новой драмы» повлекло за собой возникновение целых двух мероприятий, посвященных современной драматургии. Одно из них - лаборатория «Новые чтения» - в апреле организовал Вадим Леванов. Ее задачи: популяризация современной драматургии, в первую очередь, тольяттинской; расширение программ региональных фестивалей; привлечение молодежи к сфере театрального искусства. Уникальность этого проекта в том, что он гастролирующий. Группа авторов (Ю. Клавдиев, Г. Греков, А. Брауэр, В. Дурненков) и актеров, под руководством Леванова, весной 2009 года провела лаборатории в Самаре, Тольятти, Казани и других городах Поволжья.
В свою очередь, М. Угаров, Е. Гремина и критик К. Матвиенко также в апреле организовали фестиваль «Новая Пьеса», ориентированный на поддержку и развитие проектов, связанных с современной пьесой, документальным театром и «действительным» кино. Партнерами выступили фестиваль «Золотая Маска», Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, «Кинотеатр.doc» , Центр им. Вс. Мейерхольда, Театр им. Йозефа Бойса, а также региональные творческие объединения и фестивали современной пьесы. Так, фестиваль, в свое время отпочковавшийся от «Золотой Маски», вернулся под ее крыло.
«Новая пьеса» прошла с 11 по 14 июня в рамках IV Московского международного открытого книжного фестиваля, основной темой которого в этот раз стало «Будущее». Именно отсюда выросла идея коллективного драматургического проекта - «Москва будущая». Из аналогичных можно вспомнить проект и спектакль «Москва - открытый город», представляющий собой калейдоскоп мини-пьес на самые разные темы, объединенных лишь образом Москвы. На этот раз драматургам предложили составить картину будущей столицы. Откликнулись многие. В проекте приняли участие Р. Белецкий, братья Дурненковы, О. Погодина, П. Пряжко, Я. Пулинович, А. Родионов, Н. Ворожбит, М. Курочкин, Ю. Клавдиев, В. Леванов, О. Мухина, А. Архипов, В. Печейкин и др.
Анализировать каждую мини-пьесу, пожалуй, нет смысла. Отметим тенденции, обусловленные не самым легким жанром и скоростью, с которой авторы должны были справиться с темой. Здесь не стоило ожидать психологических разработок персонажей и полноценных историй. Их и не было. Анекдоты, скетчи, монологи с превалированием комической формы лучше всего подходили для коллективной читки, чем-то напоминавшей выступления «Синей блузы». Авторы в основном заботились о том, чтобы незавуалированно донести идею, поэтому и персонажи часто получались функциональными - от резонеров до масок. На уровне приемов здесь можно отметить воспроизводство (или тиражирование) того, что было открыто в свое время движением «новая драма».
Что касается смыслов, то какой смысл у анекдота? Весело провести время. У сатирической заметки? Тоже посмеяться, но над кем-нибудь конкретно. Само название данного эксперимента - «Москва будущая» - очень нехарактерно для движения, которое в первую очередь интересовалось настоящим, действительным, аутентичным, тем, что можно тут же потрогать.
И здесь фестиваль сам задал себе планку на будущее - читкой пьесы Кэрил Черчилл «Семь еврейских детей» (реж. Е. Невежина). Известный британский драматург (кстати, очень почтенная леди) пишет незамысловатую (на первый взгляд) по форме пьесу о проблеме, решение которой, увы, видится только в конце времен. Перебивающие друг друга реплики о том, что говорить, что не говорить детям об этой войне, в которой не найдешь ни правых, ни виноватых…Хор без актеров, без протагонистов и антагонистов, без автора…Напротив - только зритель. Ему решать, что говорить. Кто-то обвинит автора в антисемитизме, кто-то - наоборот.
На обсуждении этой пьесы зазвучал вопрос «что делать?» Кто-то предложил просто показывать эту читку - в театре, в клубе, на улице… Дать зазвучать этим голосам, этому хору - то, что первоначально ставилось во главу угла в движении «новая драма».
Другие события фестиваля прошли на театральных площадках. В Центре драматургии и режиссуры была представлена пьеса «Поле» одного из самых провокативных авторов движения - П. Пряжко с авторским посвящением квантовой физике, но описывающая при этом будни комбайнеров.
В Центре им. Мейерхольда был проведен мастер-класс практика и теоретика современного театра Клима и премьера его пьесы "Злой спектакль" (реж. А. Янковский). Мастер-класс стал первым публичным выступлением мастера в Москве с 2001 года. Тогда он поставил на той же сцене спектакль по пьесе Мольера «Альцест». На мастер-классе Клим предпочел выступить в роли шута, надев на голову колпак с бубенчиками. Говорил же он о совсем не смешных вещах - о смысле театра и о том, что нужно, чтобы обрести право на творчество. В его «Злом спектакле» - своеобразном монологе, начинающимся как монолог Кириллова из «Бесов» Достоевского и перетекающим в «Евангелие от Иуды» - играла актриса Рижского театра русской драмы Татьяна Бондарева. «Злые» уколы текста Клима направлены непосредственно на зрителя, заставляя его задуматься о собственном предательстве и почувствовать на собственной шкуре, что значит «Бог умер».
Первый фестиваль «Новая пьеса» показал как сомнительные, так и перспективные пути дальнейшего его развития. Одно очевидно: «Новая пьеса», как и в свое время «Новая драма», - это, прежде всего, поле экспериментов и, самое главное, неравнодушие не только к театру, но и к действительности в целом.
Как планируют организаторы, лучшие спектакли и документальные проекты «Новой пьесы» будут показаны в марте 2010 года в рамках внеконкурсной программы «Маска плюс» фестиваля «Золотая Маска».
Болотян Ильмира