Хвост Компьютерры-Онлайн (моя заметка и раздражённые реплики вслед)

Jan 20, 2009 14:05


Длинный хвост - Компьютерра-Онлайн. Моя заметка.

Вкратце о том, что внутри сегодняшней музыкальной индустрии не осталось ни одного живого человека, для которого индустрия, обходящаяся без "Звёзд" - была бы естественна (трудовой стаж такого специалиста должен превышать 60-70 лет). А торговля музыкой в сети, и вовсе - "дело молодых". То есть тех самых людей, что просто не застали никакого иного музыкального бизнеса, кроме бизнеса - где и тираж имеет значение, и он же даёт управляющие сигналы по всему производственному циклу. От постановки задачи программисту рекомендательной системы, до затратного формирования свежей моды. Двух рудиментных факторов, что в принципе не дают и никогда не дадут продавать Полный каталог записей. На языке Web 2.009 - работающая технология "длинного хвоста" для музыкального магазина XXI-века - это технология, где нет культа потребления Хорошего. Подобной технологии пока на рынке нет.

Почитайте.

***

P. S. А ещё с этой заметкой вышла совершенно идиотская история. Закинул, как и в прошлый раз, на редакционный мейл, копию редакторам и... тишина. Неделю - ни ответа ни привета. И сообщения о доставке тоже не было. Подумал - наверное улетела в спам и сегодня переспрашиваю по почте, мол: "проверьте, пожалуйста". Приходит немного ошарашивающий ответ, мол: "а мы ещё неделю назад сразу её повесили на сайт!"

Я:

Что за тихий ужас такой.

"Предложение о публикации" - Неравно разрешению на публикацию.

Я же однажды засылал так заметку в Терру. И почти сразу со мной Связался редактор, уточнил-согласовал некоторые детали, поставил на печать в бумажный журнал. То есть судьба заметки была мне наглядно видна. И меня устраивала.

(если вешать в сети - то, премьерно, конечно, надо вешать у себя в блоге, там я могу получать отклики если вдруг, а не где-то в третьих местах и без моего ведома)

А нынче - не информируя автора Сайт Терры получил "бесплатный контент".

Просто отлично.

Ни мне факт её размещения удовольствия не не принёс, ни попробовать опубликовать заметку ещё где-нибудь больше не получится, так как уже репринт. Ещё и имя автора написали в простой форме (что вообще для меня недопустимо, вспоминая про знаменитого полного тёзку), а не так, как как я обычно редактора прошу. И докучи самостоятельно дали заметке мусорное, уже несколько лет как, название. В 2009-ом уже никто из приличных людей заведомо (!) даже не и открывает ничего с названием "Длинный хвост". бла-бла-бла (вырезанные обиды).

Спасибо.

***

Короче - злюсь. А заметка неплохая. Пара Единиц Смысла (по Лебедеву) в ней имеется.

Копия, собственно заметки, ниже.

***

В конце прошлого года Уилл Пейдж (Will Page), главный экономист некоммерческой организации MCPS-PRS Alliance установил, что до 80 процентов музыки, выложенной в интернет магазинах - ни сколько не интересуют покупателей. Совсем. Иными словами - сегодняшние онлайн магазины на практике опровергают идеологию "длинного хвоста". Ту самую знаменитую концепцию The Long Tail Криса Андерсона, что утверждает - современный (сетевой) бизнес выигрывает у классических моделей продаж, за счёт максимального спектра поставляемых товаров. И проданные даже по одному экземпляру записи - все вместе, в сумме - дадут больше прибыли, чем пара бестселлеров с миллионными тиражами. Уилл Пейдж кратко объясняет нулевые продажи - бесперспективностью Long Tail именно на музыкальном рынке, якобы нишевые товары ему не подходят. Попробую подробно объяснить почему, да и так ли это вообще!?

Во-первых, нужно трезво отдавать себе отчёт об образе ("потребной для меня") музыки в наши дни. В подавляющем большинстве случаев сегодняшний слушатель - предпочитает музыку хорошую. Ситуация очень легко проверяется банальным вопросом за соседний офисный стол:

- Какую вы любите? - Я люблю хорошую!

Во-вторых, взглянув какая, порой, жуткая ерунда продаётся заметными тиражами - очевидно, что "хорошая" - тут Не синоним Ни для Чего. Независимое, отдельно-стоящее понятие, которое соответствует своему словарному значению "неплохая" - только числом букв. Не более. Предпочитающие "хорошую" - покупают качественно Любую, однако обладающую некой подчёркнутой отличительностью от "всей прочей".

В-третьих, исторический ракурс, взгляд в прошлое музыкальной индустрии. В тех же Штатах (откуда хвост) - попавший на печатный пресс диск без веской причины никогда не снимается со штампа. Продавайся пластинка хоть по 500 экземпляров в год - бизнес-интересы требуют её печатать. И диск тиражируется. Перестала продаваться - "Out of print". 10 лет работы граммофонных компаний в подобном режиме - и их производственными цехами можно будет застроить всю Планету; ведь число любой, пусть даже маловостребованной музыки - только растёт. В реальности же никакой застройки всех возможных площадей виниловыми заводами, разумеется, не случилось. Благо появилась выдуманная (по-моему, только и исключительно для непротиворечивого разрешения тупиковой ситуации в музыкальном бизнесе - "звукозаписей не может становиться меньше") сущность "хорошей музыки".

Под видом "звёзд" ли, "хит-парадов", модных или "культовых артистов"… - производители пластинок стали расставлять акценты так, что музыка для публики оказалась "неслучайна". С определённого времени слушатель "перестал интересоваться" пластинками прошлого года, или не имеющими "5 звёздочек" в прессе. Появились концепции TOP40, универсальных международных шлягеров, "The Beatles"…

Внутри сама музыкальная ткань - качественно не менялась. Бизнес продаёт, как "звезду" любого - и плохого и хорошего музыканта, приходному ордеру непринципиально. Просто взгляды публики стали намеренно направляться в крайне ограниченную номенклатуру названий. И вот тут-то, из весьма обременительного штучного товара, где под каждый ансамбль (из сотен тысяч существующих) - свой завод принципиально не построить - записи превратились в настоящий индустриальный продукт. 100 производственных линий завода круглосуточно печатают 10 "хитовых" пластинок, 3 линии - штампуют всё остальное, что крохотными тиражами попадёт в магазины лишь однажды и никогда не будет запрошено для допечатки в "следующем году". Сам же слушатель, его приучили, рассматривая магазинные полки, и скажет себе: "прошлогоднее покупать немодно".

В прошлом веке - пока слушателю требовался физический носитель, а лейблам средства его производства - музыкальная индустрия, созданная по "хитовой концепции" непротиворечиво росла. Каталоги записей прошлых лет, каталоги странного, громады мало кому нужного - обузой для бизнеса не являлись (среди больших лейблов даже известны случаи, когда в 80-е оригинальные мастер-ленты прошлых десятилетий, примитивными способами переводились в несовершенную тогда "цифру", а исходники - терялись или даже уничтожались). Бизнес понимал - либо индустриальные масштабы продаж, либо тупиковый и невозможный путь развития, где важна Вся музыка.

И вот пришёл век XXI-й. Пропал физический носитель - и музыкальный бизнес обнаружил, что теперь-то он хочет продавать Всё, что записывалось когда-либо. Торговать - без поправки на музыкальные достоинства, известность, свежесть - ведь стоимость тиражирования любого трека, хоть и в 1 экземпляре - для издателя равна нулю и не потребляет физических площадей на фабрике. И потенциально - продаваемый архив оказывается намного выгоднее топовой десятки, пусть собранной и из самого отборного "сфокусированного" содержимого высочайшего качества.

Хочет, но как показывают исследования "длинного хвоста внутри сетевого музыкального магазина" Уилла Пейджа - продавать не получается. Как и в XX-м веке основа торговли - это начало хит-парада. Ровно, как и в прошлом веке, продаётся (и большими тиражами) в лучшем случае 15% музыки. Современный Long Tail "по музыкальному" обозначает ситуацию, где слушатель купил на сайте файлы самого модного альбома - а магазин предложил (и возможно даже продал) такого же популярного соседа по виртуальной полке. При том, что в одном только городе (!) Нью-Йорке в неделю записывается за тысячу новых релизов. И каким образом, продолжая считать тиражные "хиты" важными, акцентируя их - рекомендательные системы магазина, в принципе, смогут спуститься в своих указаниях хотя бы на 500 позиций "вниз" - ни автор, ни продавцы не знают.

Искусственная акцентировка, изобретённая в эпоху физических носителей для оптимизации тиражей дисков (!) и ни для чего больше - негативным образом структурирует бизнес и его приёмы уже в нашем веке. Только теперь она не помогает, теперь своих же авторов она и угнетает.

Вполне вероятно, что внутри сегодняшней музыкальной индустрии не осталось ни одного живого человека, для которого индустрия, обходящаяся без "звёзд" - была бы естественна (трудовой стаж такого специалиста должен превышать 60-70 лет). Торговля в сети, и вовсе - "дело молодых". То есть тех самых людей, что просто не застали никакого иного музыкального бизнеса, кроме бизнеса - где и тираж имеет значение, и он же даёт управляющие сигналы по всему производственному циклу. От постановки задачи программисту рекомендательной системы, до затратного формирования свежей моды. Двух рудиментных факторов, что в принципе не дадут продавать полный каталог.

Вывод. Работающая технология "длинного хвоста" для музыкального магазина XXI-века - это технология, где нет культа потребления "хорошего". Где нет рекомендаций-переходов от купленного самого популярного к близкому, и статистически Такому же Популярному. Потенциально заработает только обратная модель - исходя от самого-самого "завалящего" интереса покупателя - в сторону чуть-чуть более востребованного, но такого же маргинального, адресного и - почти случайного в глазах звукозаписывающей компании.

Тянешь за хвост - тяни за кончик. Не за шею, не за копчик.

Ильин, музыка, web, know-how

Previous post Next post
Up