О. Диодор (Ларионов)
mondios простимулировал меня посмотреть, кем же и как провозглашались автокефалии. Для начала напомню единственное, что мне удалось найти в канонических сборниках - вот из Алфавитной синтагмы:
А неподчиненные никакому патриарху Церкви суть: Церковь Булгарская, которую почтил император Юстиниан, как это видно будет из его новеллы, которая будет приведена ниже; Церковь Кипрская - а сию почтили III Собор и VI как сейчас будет сказано; Церковь Иверская, которую почтило определение Антиохийского собора, которому она прежде была подчинена: ибо архиереи сих Церквей обыкновенно рукополагаются от своих епископов.
https://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar/Alfavitnaia_Sintagma/5_11 Итак, три основания для автокефалии:
1) признание императора;
2) признание Вселенского собора;
3) признание "кириархальной" церкви (церкви, которой прежде была подчинена).
Кто ещё и как получил автокефалию?
Сербская церковь. Её автокефалия была получена от никейского императора. Показательно, что Димитрий Хоматиан не признал её автокефалии, так как не признавал никейского императора: ". Д. Х. не признал каноничность этого решения и в письме к св. Савве Сербскому (1220) писал, что самопровозглашенная власть в Никее нелегитимна и не имеет канонического права изменять границы епархий. При поддержке Феодора Ангела Д. Х. проводил политику достижения полной самостоятельности Охридской кафедры, ссылаясь на отсутствие общепризнанного патриарха и императора после захвата К-поля крестоносцами (1204) и указывая на привилегии существовавшей в VI в. архиепископии Первой Юстинианы. " (
http://www.pravenc.ru/text/178183.html). "Нет у нас законного царства, а потому не имеет законной силы и твое поставление" - писал Хоматиан св. Савве (цит. по Мейендорф "Св. Савва, Охрид и Сербская Церковь"; полный сербский перевод
здесь - "А пошто већ нема правог царства, то и твоме рукоположењу сасвим недостаје правна основа." ).
Дальше через
Карловацких патриархов в империи Габсбургов эта линия доходит до наших дней, хотя там были ещё отдельные танцы вокруг упразднения-дарования автокефалии на османской территории, в чём я ещё не разобрался.
Церковь Чешских земель и Словакии. Тут цитировали какие-то то ли бывшие, то ли нет заявления архиереев, что они признают КПльскую автокефалию. Но заявления заявлениями, а ключевым фактом остаются документы. Посмотрим на преамбулу к Уставу церкви
на официальном сайте ЦЧзиС:
http://pravoslavnacirkev.info/nase-cirkev/ustava/479-ustava-pravoslavne-cirkve-v-ceskych-zemich-a-na-slovensku"Dne 2. října 1951 na návrh biskupského sboru exarchátní rada, požádala Posvátný synod ruské pravoslavné církve o požehnání k udělení církevní autokefality pravoslavným v ČSR. To bylo akceptováno rozhodnutím synodu ze dne 10. října 1951. Slavnostně byla autokefalita Pravoslavné církve v Československu vyhlášena na veřejném zasedání exarchátního shromáždění 8. prosince 1951 v katedrálním chrámu sv. .... Oznámení o zvolení metropolity Jelevferije hlavou autokefální církve bylo sděleno Jeho Svatosti Athenagorovi, arcibiskupu konstantinopolskému - patriarchovi ekumenickému, Jeho Blaženstvu Christoforu, papežovi a patriarchovi alexandrijskému a celé Afriky, Jeho Blaženstvu Alexandru III., patriarchovi Velké Antiochie a celého Východu, Jeho Blaženstvu Timoteji, patriarchovi sv. města Jeruzaléma a celé Palestiny a všem ostatním představitelům autokefálních pravoslavných církví. ....
Církev konstantinopolská (cařihradský patriarchát) vydala „Patriarší a synodální tomos (=akt) o požehnání autokefality svaté Pravoslavné církvi v Čechách (českých zemích) a na Slovensku" dne 27. srpna 1998."
Пересказ: 2 октября 1951 года собор епископов обратился к РПЦ с просьбой дать автокефалию, что и было сделано 10 октября, а 8 декабря ЦЧзиС торжественно провозгласила свою автокефалию. Были разные патриархи и их представители, что свидетельствует о признании автокефалии. В 1998 году КПль издал томос о признании (! - не провозглашении) автокефалии.
Польская Православная Церковь. Официальный сайт, биография митр. Ежи Ярошевского (
http://www.orthodox.pl/?portfolio_page=jerzy): "До 1922 года под руководством о. Митрополита святого Георгия продолжались переговоры с Московским Патриархатом, чтобы получить духовную независимость. К сожалению, они закончились неудачей. Однако другого пути не было. Безоговорочно была необходима автокефалия. Затем, ссылаясь на автокефальный статус Киевской Митрополии (из которой возникло современное польское православие) и его связи с Вселенским Патриархатом в Константинополе, было решено просить о предоставлении независимости церкви. Сам митрополит понимал эти шаги как переходное решение, возникшее в результате сложного положения польского православия и проблем в контактах с Русской Церковью. Однако было важно, чтобы оно было сделано вовремя. Он пытался убедить оппонентов автокефалии в том, что временно нужна такая модель получения церковной независимости без согласия Московского Патриархата. " (Do 1922 r. pod kierunkiem Ks. Metropolity Jerzego trwały pertraktacje z Patriarchatem Moskiewskim, co do uzyskania kościelnej niezależności. Niestety zakończyły się one niepowodzenie. Nie było jednak innego wyjścia. Autokefalia była wówczas niezbędną. Powołując się wówczas na autokefaliczny status Metropolii Kijowskiej (z której wywodziło się współczesne polskie prawosławie) i jej związków z Patriarchatem Ekumenicznym w Konstantynopolu tu właśnie postanowiono się zwrócić z prośbą o udzielenie kościelnej niezależności. Sam Metropolita kroki te rozumiał jako rozwiązanie przejściowe wynikające z trudnej sytuacji polskiego prawosławia i problemami w kontaktach z Kościołem Rosyjskim. Zależało Mu jednak na czasie. Starał się więc przekonać przeciwników autokefalii, że tymczasowo taki model uzyskania kościelnej niezależności, bez zgody Patriarchatu Moskiewskiego, jest koniecznym.)
Заметьте, что, во-первых, КПль уже давал автокефалию Киевской митрополии - в 1922 году, когда на её основе создал Польскую Церковь, - и сколько же можно давать автокефалию одной и той же митрополии. Во-вторых, что это понималось как временное решение, связанное с трудностями контактов с Москвой в условиях жестоких гонений властей.
По этому поводу был спор, обсуждавшийся в ЖМП за март 54 года:
http://www.jmp.ru/ymarh4354y.php?ys=54&my=03&rm=PRAK&sr=A_Sergeev_Neobosnovannoe_sujdenie Про болгар, грузин и киприотов см. выше - в синтагме. Остались эллины, румыны и албанцы. С ними, кажется, сомнений быть не может (про абланцев статью см. здесь -
http://www.jmp.ru/ymarh4354y.php?ys=54&my=03&rm=STAT&sr=Prof_I_Sabatin_Albanskay_Pravoslavnay_Cerkovz - там много умолчаний, см. ещё в Википедии, их загубило рукоположение от РПЦЗ; тем не менее, сербское вмешательство показывает, что вопрос сводился к тому, является ли Албания канонической территорией сербов или КПля). Однако для них КПль и был "кириархальной" церковью.
Таким образом, мне кажется, что теория о. Диодора о праве КПля предоставлять автокефалии не признана никем, кроме КПля, и, может, греков. Вопрос о соглашении 1686 года - это уже отдельная тема. Тут же пока говорилось именно о принципе провозглашения автокефалии.