"Дорогой Абрам, наконец-то я нашел время и место"

Sep 09, 2018 17:05


Отец Диодор (Ларионов), которого я очень уважаю как человека обширной эрудиции и чёткого мышления, нашёл удачное время для того, чтобы высказаться по вопросу о порядке канонического предоставления автокефалии (https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1723262164439299&id=100002665972319).

Судя по обилию исторических примеров, я предположил (возможно, я ошибаюсь), что о. Диодору не известны каноны, которые регулируют предоставление автокефалии. В. М. Лурье в комментариях ничего к этому не добавляет. Если такие многомудрые мужи не нашли никаких канонов, то рискну предположить, что их и нет.

Однако если нет общих правил, то есть прецеденты. Алфавитная синтагма даёт такой комментарий:
"
А неподчиненные никакому патриарху Церкви суть: Церковь Булгарская, которую почтил император Юстиниан, как это видно будет из его новеллы, которая будет приведена ниже; Церковь Кипрская - а сию почтили III Собор и VI как сейчас будет сказано; Церковь Иверская, которую почтило определение Антиохийского собора, которому она прежде была подчинена: ибо архиереи сих Церквей обыкновенно рукополагаются от своих епископов.
"
(https://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar/Alfavitnaia_Sintagma/5_11)

Между тем, достаточно взглянуть на официальный сайт БПЦ, где красивым шрифтом указаны годы существования , как они думают, их независимой церкви, чтобы понять, что вопрос гораздо менее тривиален, чем видится из КПля. Несмотря на то, что мне близки настроения леонтьевского "наше болгаробесие", я всё ещё не знаю, что ответить на аргумент митр. Макария (Булгакова), который звучал примерно так: "Когда турецкий султан указом упразднил сербский патриархат и присоединил его к КПльскому, там аплодировали. Когда тот же султан таким же указом признал независимость болгарской церкви, в Константинополе сочли это неканоническим. Но ведь не может же быть так, чтобы султан был более полномочен упразднять независимость, чем давать её" (кстати, в связи с претензиями султана на преемство от римских императоров видно, что этот порядок можно даже считать квази-каононическим, согласным с первым способом синтагмы - царским указом; интересно, не этим ли же мотивированы были русские императоры, формально назначая (реально выборных и наследственных) епископов в Черногорию?).
Таким образом, в связи с отсутствием императоров, у нас остается два способа, перечисленных синтагмой: вселенское решение и признание церкви, "от которой прежде она была зависима".
Вообще, мне кажется, что человеку, желающему сохранить в простоте христианскую веру, лучше меньше интересоваться вопросами предоставления автокефалии. Может, это только я такой слабохарактерный, но я, читая вот такое, начинаю сомневаться, что дать в руки одному не очень богатому патриарху судьбы автокефалии - не лучшая идея: "Преговори са Цариградском патријаршијом трајали су више од шест месеци. Окончани су тек када је плаћено 1,5 милион франака накнаде за неисплаћену помоћ. После тога је Синод Цариградске патријаршије 19. марта 1920. признао и благословио ваљаност уједињења српских Цркава у једну" (заметьте, что это было не признание автокефалии, а признание слияния, поскольку автокефалию сербы вывели от австрийских осколков Печского патриархата).

Для того, чтобы поставить дело не на фундамент тех или иных случаев, а общих правил я думаю, правильно вооружиться формальной логикой. Давайте посмотрим на решение Критского собора:
"Each autocephalous Church may only grant autonomy within the borders of its canonical geographical region. Autonomous Churches are not established in the region of the Orthodox Diaspora, except by pan-Orthodox consensus, upheld by the Ecumenical Patriarch in accordance with prevailing pan-Orthodox practice." (https://www.orthodoxcouncil.org/web/holy-and-great-council/-/autonomy?_101_INSTANCE_VA0WE2pZ4Y0I_languageId=en_US)
Если автономные Церкви в странах диаспоры, которые КПль считает своей канонической территорией, не провозглашаются за исключением случаев всеобщего, всеправославного, согласия, то как не автономия, а даже автокефалия может быть учреждена в какой-либо другой Церкви КПлем единолично?
Мне кажется, что для автокефалии вполне удачно было бы то же соображение, что и для автономии, согласно этому пункту. Вселенский Патриарх обеспечивает всеправославное согласие в соответствии с преобладающей всеправославной практикой. Вот это было бы очень хорошо.
Previous post Next post
Up