Ниже приводится мой развёрнутый комментарий к лекции А.Дугина
«Ereignis. Рождение нового Логоса» [1].
Смысл всегда свидетельствует о себе из себя самого.
К.Юнг [
2, c.190].
«Существует такое явление, как открытый платонизм. Открытый платонизм строится на одном тексте Платона, на диалоге «Парменид», и одновременно является главной greedy la lecture для философии неоплатонизма. <...> Диалог «Парменид» утверждает несколько гипотез. Эти гипотезы числом пять (как настаивает Л.Ю.Лукомский
[3] <...>) о соотношении единого и многого, неоплатониками воспринимались онтологически, то есть с их точки зрения это было описание слоёв бытия, это полная метафизика. Формулировались
1 эти гипотезы примерно так: »
[1] 1. έ΄ν
│
2. έ΄ν πολλά
│
3. έ΄ν καί πολλά
│
4. πολλά καί έ΄ν
│
5. πολλά
Диаграмма 1.
Платон различает три типа единого. «Первый тип единого настолько противоположен всякой множественности, что он оказывается лишенным всякой раздельности и потому всякой раздельности в идеальном смысле слова. Он есть чистое "сверх", о котором Платон говорит в "Государстве", что оно "по ту сторону сущности". Второй тип единого - это то, что является объединением множественного, которое Платон называет не просто εν ("одно"), но "εν όν ("единое сущее"). Третий тип единого - это та единица, с которой начинается счет и которая противопоставлена любому другому числу из натурального ряда чисел.» [
4, комм. 15] Понятно, что как для самого Платона, так и для неоплатоников наибольший интерес представлял первый тип единого, «чистое ''сверх''», для которого проблема существования оказывалась наиболее многогранной и не очевидной. Сказать: «по ту сторону сущности», - а именно так выразился сам Платон, - значит сказать нечто отличное от «не существует», значит указать куда-то за пределы сущности. Эта та тонкость, которую постоянно следует иметь в виду. Содержательность и сложность диалога обнаруживается в постоянно меняющемся смысловом контексте, что в конечном счёте и создаёт простор для интерпретаций. И всё же свобода интерпретации ограничивается иерархией смысла. Так, вслед за иерархией типов единого возникает иерархия смыслов его существования. Более того, возникают планы смыслов существования: передний, задний...
Единое может полагаться в абсолютном или относительном смыслах.
1. «Абсолютное полагание одного (единого) с выводами для него самого» не позволяет сделать для одного никаких выводов, «оно делается абсолютно непознаваемым и, следовательно, перестает быть для нас самим собой, исчезает »
[5].
Исчезает для нас, перестаёт обнаруживать себя, как только мы пытаемся его природу приравнять своей. Единое само по себе не может быть в обычном, привычном для нас смысле, но это не отрицает за ним возможности быть в каком-то ином, несобственном смысле. Единое само по себе есть «каким-то иным образом, нежели есть бытие.»
[1].
Относительное полагание одного с выводами для одного, когда одно трактуется не как одно само по себе, но как сущее одно, необходимо приводит к наличию в нём бытия, которое отличается
2 от единого. Тем самым, в едином обнаруживается иное. Между единым и иным наряду с отношением различия существует и отношение тождества, вследствие чего единое оказывается абсолютно неопределённым и потому потенциально равным всему. Это диалектическое мгновение (exaiphnes - "вдруг") совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) вне времени и пространства имеет принципиально важное значение, поскольку именно благодаря ему единое обретает свою сущность быть всем.
[5]. Тем самым, речь идёт о фундаментальном онтологическом принципе, основанном на тождестве и различии единого и иного. Диалог завершается своеобразным резюме [
4, 166 c]:
Парменид: «Не правильно ли будет сказать в общем: если единое не существует, то не существует ничего
3?»
Аристотель: «Совершенно правильно.»
По существу это апофатически выраженный тезис Гераклита: «Если вы прислушаетесь не ко мне, но к логосу, то мудро будет, пребывая в нём, сказать: всё едино.» Платон полагает единое прежде всего в его абсолютном смысле. При полагании единого в относительном смысле, абсолютный смысл уходит на задний план. От этого он не только не теряет своего ведущего значения, но становится ещё более значимым. Возникает главная тема: сущее единое - это всё. И потом, как в музыкальном произведении, главная тема начинает дробиться и представляться фрагментами. Конечно, можно читать Платона и «задом-наперёд»
4. Тогда единое окажется только коробкой для хранения многого, да и то лишь в воображении:
2. «Единого нет. А то единое, которое есть, единым не является.
5»
[1].
Если единое - это «ничто», а «многого тоже нет»
[1], то для Платона нет и физической реальности, она превращается в горшок, который сделан из ничего не существовавшим никогда горшечником
6. Платон не мог сказать: «единого нет». Зато Платон мог сказать: единое существует, и это - всё. Диалог «Парменид» посвящён попытке вывести всю онтологию из сущего одного. Развёртывание онтологического принципа во времени и пространстве эквивалентно принципу развития. Внимательный взгляд может увидеть, как в границах единого и иного бьётся тонкая изменчивая линия
7, на которой «и вечность, и время, и это, и то, и тогда, и теперь, и потом, - всё объединено единым, ускользающим от нас потоком онтологической диалектической игры.»
[1]. Важно подчеркнуть, что диалектическое мгновение, в которое определяется возможность всего, неотделимо от бытия всего. Поэтому бытие единого не сводится лишь к умозрительному присутствию его в смысловом модусе явления, как оно существует в психическом. Это не пустая скорлупа, репрезентирующая собой множество столь же пустых скорлупок, из которых никогда ничего не прорастёт, кроме философского «Ничто». Для Платона было принципиально
8, является ли умопостигаемое не более чем умозрительным конструктом, или же оно обладает потенцией быть, - вопрос для философа далеко не праздный, имеющий в числе прочего связь с моральной проблемой. В конце концов, важно не то, что Платон хотел сказать, важно то, что им высказано, - но это лишь подчёркивает значение традиции. Диалектика единого и иного легла в основу неоплатонической картины мира. Единое при этом истолковывалось неоплатониками тождественным Богу. Отрицание бытия единого равносильно отрицанию присутствия Бога в мире. Это противоречит не только неоплатонической, но и всей средневековой европейской традиции.
9 Но вернёмся к диаграмме 1.
Диаграмма привлекает к себе отнюдь не рациональным содержанием. Рассматривая диаграмму, нельзя не обратить внимание на некоторые детали. Прежде всего это число пять. Число пять ассоциируется с четырьмя элементами чувственного космоса (огонь, воздух, вода, земля), находящимися под знаком пятого элемента (quinta essentia), символически представляющего единство четырёх элементов. С другой стороны, в приведённой вертикальной структуре пяти гипотез открытого платонизма угадывается образ Мирового древа, крона которого соотносится с небом, ствол - с миром, корни - с преисподней. Это символ иерархического устройства мира. И число пять, и дерево - всё это мифологические образы, и всё же какой смысл говорить о мифологии, когда речь идёт о рациональном осмыслении, о философии? Редукция философских конструктов к мифологическим образам, и далее, - к более древним представлениям о природных божествах, - соответствует движению «вниз», к низшим уровням сознания и представляет собой инструмент анализа философских спекуляций. Смысл этого анализа состоит в том, чтобы уловить психологический и мифологический подтекст философских построений, что в свою очередь, позволяет выработать более выверенную и объективную точку зрения в отношении основ мышления. В нашем случае можно сказать, что мы имеем дело не с исходными рациональными платоновскими построениями, но с неоплатоническими, отчасти языческими, отчасти христианскими концепциями, выраженными в теологических и магических образах. Это позволяет утверждать, что гипотезы, с которыми мы имеем дело, являются результатом проекций бессознательных архетипических содержаний. Возникает проблема реконструкции смысла.
ПРОДОЛЖЕНИЕ_________________________________________
1 Здесь: έ΄ν , πολλά, καί - соответственно единое, многое, и (греч.).
2 Категориально.
3 Не правильно ли будет сказать: если нечто существует, то существует единое?
4 То есть с позиции современного нигилизма.
5 То есть является многим: «С точки зрения диалога "Парменид" единое является многим.»
[1]. Конечно, есть свобода интерпретации, но зачем делать Платона соавтором? В психическом нет случайностей, поэтому искажение смысла платоновского текста с одновременным утверждением об аутентичности интерпретации - это психологически обусловленный факт, свидетельствующий об акте внутреннего насилия.
6 «Ну что общего у горшка с горшечником?»
[1] . Только небытие: если горшечника никогда не было, значит не было и им сделанного горшка.
7 Это лишь образ.
8 Можно задуматься над тем, зачем автор «Государства», рискуя судьбой, три раза ездил в Сиракузы.
9 Странно обращаться к традиции и её истокам, чтобы тут же её отрицать.
Источники
- Дугин А.Г. Ereignis. Рождение нового Логоса (лекция).
- Юнг К.Г. Ответ Иову. Канон+, ОИ «Реабилитация», М.:2001, С 384.
- Лукомский Л.Ю. Комментарий Дамаския и традиция неоплатонической экзегезы диалога Платона “Парменид".
- Диалоги Платона. Парменид.
- Лосев А.Ф. Интерпретация гипотез платоновского «Парменида».