Вена

Feb 02, 2013 14:26




Уже почти месяц, как я вернулась из Вены, куда ездила по важному семейному делу. Давно пора было отчитаться о поездке. С одной стороны, ленилась. Но есть и оправдания - журнал и наконец-то оживившаяся работа над книжкой Андрея, которую очень хотелось бы успеть сделать ко дню его рождения. Но про книжку и про волынку с ней в другой раз. Сейчас про Вену. И кстати фотографию я поставила не случайную, это прояснится ближе к концу.
Так вот, на Новый год я уезжала в Вену. По очень важному семейному делу. Во-первых, это одно из многих мест на земле, куда мы собирались с Иллешем поехать вместе. Но не доехали. Во-вторых, именно с этой страной связано все наше семейство. Бабушка Андрея, Паола Купка,




была родом из Вены. Дед, Бела Иллеш, тоже из Австро-Венгрии, за которую он воевал в Первую Мировую. На снимке Паола, Бела и мама Андрея в 1948 году. Это был последний Новый год, который они провели вместе. После этого старый Иллеш уехал в Венгрию. Отец Андрея после войны несколько лет работал в Вене. Фото снято в Вене в 1946 году.


,

Там же заканчивала войну моя мама.


.

Мой сын Иван вот уж сколько лет изо всех сил работает на австрийскую фирму. Наташа, моя невестка, не раз бывала в Австрии еще девочкой, с родителями. И только я…
Это неправильно, вот и поехала восстанавливать связь с родиной Андрюшиных предков. Дело было конкретное - обнаружить следы, оставленные в Вене прадедом Андрея. О нем было известно только, что звали его Франц Купка и он был известным архитектором.
Сегодня представляю отчет о моем расследовании. Мне была оказана помощь моими друзьями, которые в категорической форме пожелали остаться неназванными. Не называю, но благодарю, потому что без них, с убогими остатками немецкого и оскудевшим от неупотребления английским, да еще без машины, я бы многого не успела увидеть.
Мое расследование началось с музея архитектуры, в котором, к сожалению, были каникулы - архивариус и библиотекарь отсутствовали. Все, чем удалось разжиться - небольшим досье с сайта музея и перечнем зданий, построенных Купкой, с адресами. Согласитесь, немало.
Вот сам Франц Купка.




По фотографии о внешности судить трудно, очевиден лишь социальный статус, хорошая осанка, можно сказать, благородство. Других фотографий не нашлось. С трудом продираясь сквозь давно забытый немецкий, выяснила, что Купка родился в Польше в 1855 году, умер в феврале 1924 года, так что о рождении внука Владимира узнать не мог, да и вряд ли вообще поддерживал связь с дочерью. В музейном досье она упомянута в числе троих детей архитектора, но без дат жизни и каких-либо других сведений. Паола родилась в 1895 году, годом позже родился Отто, который без вести пропал в Первую Мировую войну, в 1914 году. Был еще брат Вальтер, 1901 года рождения. Не исключено, что этому досталась вторая война.
Еще про архитектора. В 21 год он перебрался в Вену, выучился на архитектора и строителя. По вероисповеданию католик. Архитектор Купка был личностью спортивной и многосторонней. Он состоял в клубах туристов, альпинистов, в каком-то спортивном клубе.
Ниже некоторые из зданий, которые мне удалось сфотографировать. Среди них гостиница Амбассадор, шикарная, в самом центре. Разбогатеем - поедем всей семьей.


,




Время, в которое работал Купка, прославлено Сецессионом.


.

Это обложка книги по архитектуре рубежа веков, которую я купила. Там и Купка упомянут, есть и снимок одного фасада. Служит иллюстрацией к тому, как было принято оформлять фасады, но в такие тонкости вдаваться не будем.







Обратите внимание на вензель - буквы К (Купка) и О (это его партнер по фирме)
Лидером авангардизма среди архитекторов был Отто Вагнер. У меня сложилось впечатление, что Купка был новатором скорее в технологиях (так сказано в его досье), а в архитектуре больше следовал традициям.
Вот еще одно здание, на одной из самых известных площадей. Это было что-то вроде торгово-промышленной палаты. Фотографии получились неважные, там на фасаде Гермес, земной шар и еще много всякого. Парадно!



И еще один дом на Мариахильфер штрассе. На этой улице три жилых дома, построенных Купкой. И кстати, фотоателье, в котором делали детские и девичьи фотографии Паолы Купки тоже на этой улице.




Вроде просто жилой дом, но арка ведет в целую анфиладу дворов,




а большие ворота, похожие на гаражные, на самом деле скрывали пожарные выезды. Понятно, что на конной тяге. Вот и столбики коновязи остались.




В адресной книге Вены людей по фамилии Купка больше двух десятков. Можно предположить, что по этому дивному городу ходят Ванины многоюрдные братья и сестры. Примерно такая же степень родства связывает нас со Стамбулом, Копенгагеном, Америкой и даже Баку. Про то, что колода тасуется причудливо, не я сказала.
В свободное от изучения архитектурного разнообразия Вены время я была в опере и в оперетте, после чего окончательно влюбилась в этот город.
Теперь я думаю, что имею право считать Австрию в некотором роде нашей семейной страной. Такой я ее и назначила. И полюбила за то, что будучи вроде бы почти Германией (хотя сами австрийцы не любят этого отождествления), в Австрии всё (дома, музыка, живопись, человеческие отношения) слегка приправлено чардашем. Именно слегка, но достаточно для того, чтобы скрасить чопорность и педантизм.

Теперь про фотографию Андрея, почему я выбрала эту? Вообще, если бы еще покопаться, нашлось бы что-то более выразительное. Но что есть, то есть. Дело вот в чем. У Франца Купки был полный тезка, живший с ним примерно в одно время. Он, правда, был не столько Франц, сколько Франтишек, потому что чех. В книжках его называют французский художник чешского происхождения. Пытаясь восстановить нашу родословную, я на него часто натыкалась. Скорее всего, никакого отношения к Купке-архитектору, этот Купка, художник, не имеет. Но вот его автопортрет.




Ведь похож! На Иллеша похож - лоб, брови, рот, залысины, череп… Правда, по характеру, скорее, антипод. Ну, тут опять можно вспомнить про причудливую колоду…
Previous post Next post
Up