Для России добровольная бездетность - явление довольно новое, поэтому не удивительно, что в современном российском обществе вокруг чайлдфри сформировалось немало стереотипов, имеющих мало отношения к реальности. Интересно, что многие россияне, не желающие заводить детей, о понятии «чайлдфри» даже не слышали и нередко пребывают в уверенности, что они «одни такие» или даже, что с ними «что-то не так».
Сам термин «чайлдфри» возник сравнительно недавно - в 70-х годах прошлого века, а одно из первых объединений чайлдфри сформировалось лишь спустя 20 лет, когда добровольная бездетность стала набирать популярность в США и Европе. Однако достаточно много людей, живших в самые разные времена, выбирали добровольную бездетность. Чайлдфри прошлых эпох - это преимущественно богатые и знаменитые люди: писатели, философы, ученые, актеры, балерины. Среди простых людей никаких чайлдфри, конечно, не было, поскольку в традиционном обществе никому даже в голову не приходило задуматься о том, что детей можно и не иметь. А в условиях низкого уровня медицины и частой детской смертности высокая рождаемость обеспечивала сохранение человеческого рода.
Откуда берутся стереотипы о чайлдфри?
Нежелание иметь детей может быть основано на самых разных причинах и личных убеждениях. Поэтому нельзя говорить о какой-то идеологии чайлдфри. Добровольная бездетность - это социальное явление, которое по своей сути не имеет негативной окраски и не представляет никакой угрозы людям, желающим и имеющим детей.
Тем не менее, многим чайлдфри порой непросто успешно выстроить отношения с окружающими, воспринимающими их в лучшем случае как людей «со странностями», в худшем - как людей, требующих строго осуждения.
Благодаря ряду негативных публикаций о чайлдфри в русских СМИ, большинство россиян пришло к выводу, что чайлдфри - это люди, имеющие низкий моральный облик и не уважающие семейные ценности, либо люди, страдающие психическими заболеваниями и отклонениями. В итоге, одни начинают жалеть чайлдфри, считая их несчастными людьми, которые добровольно (по собственной глупости) лишают себя счастья иметь ребенка, другие - искренне ненавидеть, считая их извращенцами и опасными для общества элементами.
С другой стороны в формировании стереотипов и негативного мнения вокруг добровольно бездетных отчасти способствуют и некоторые чайлдфри путем агрессивных оскорбительных высказываний в адрес людей, имеющих детей. Тем не менее, эту «воинствующую» часть чайлдфри вовсе нельзя назвать типичными представителями добровольно бездетных.
Наиболее агрессивно настроенными русскими чайлдфри зачастую являются молодые девушки и юноши (16-22 лет), для которых принадлежность к какой-либо известной социальной группе является еще одним способом самоутверждения, проявления юношеского максимализма или желания выделиться и быть не таким, как все. В юном возрасте добровольная бездетность вообще редко бывает истинной, зачастую это просто дань «модной тенденции», а не серьезная и зрелая установка. Но не все молодые чайлдфри являются «жертвами моды». Некоторые из них приобретают свои убеждения абсолютно независимо от «модных веяний» и придерживаются их на протяжении всей дальнейшей жизни.
Если уж рассуждать насчет возраста добровольно бездетных, то большая часть «истинных» чайлдфри приобретают свои убеждения не в ранней молодости, а позже (в период с 25 до 35 лет) - по мере накопления определенного жизненного опыта. Чайлдфри, достигнувших 35-40 лет, обычно называют «убежденными» чайлдфри. До этого возраста некоторые чайлдфри по разным причинам отказываются от своих убеждений и все же заводят детей, но после наступления 35-40 лет такие случаи крайне редки.
Благодаря достижениям медицины, заметно снизилась детская смертность и появились способы планирования семьи (эффективная контрацепция). Перед людьми (особенно жителями крупных городов) уже не стоят так остро вопросы простого выживания - появилось время и деньги на собственный досуг и развлечения. Растет социальная мобильность - люди больше не засиживаются на одном месте, а чаще меняют место работы и сферу занятости, стало цениться дополнительное образование.
Все эти перемены привели к тому, что в развитых странах многодетных семей стало намного меньше, а рождение детей стало откладываться на все более поздний срок - обычно до достижения определенного уровня материально благосостояния. В итоге многие пары ограничиваются рождением одного или двух детей. В то же время некоторые люди приходят к выводу, что они вообще не хотят заводить ребенка.