Несколько дней назад начал читать Сенеку и его "Нравственные письма к Луцилию". На самом деле начинал читать просто от того, что все на полке либо прочитано, либо какой-нибудь хлам, а за толковой книжкой в магазин неохота ехать было. Вот и решил попробовать почитать римского философа, больше ради проверки себя "насколько хватит". Надо сказать, что у меня есть опыт чтения философии, личностного роста, духовного развития, психологии , самосовершенствования и всякой такой эзотерики.
Чего стоит произведение "В чем наше благо? Афоризмы" Эпиктета или же "Наедине с собой" Марка Аврелия. Из психологии это Эрик Берн со своими "Играми, в которые играют люди" и "Людьми, которые играют в игры". Еще были всякие Бодо Шеферы, Ричарды Брэнсоны, более практичный мужик - Джордж С. Клейсон, не обошлось конечно и без Кови. Ну и проч. подобного рода. Библия там же. Все это для меня тяжести тяжкие в плане чтения, хотя не сказать чтобы они сложно воспринимались, просто у меня на чтение одной страницы может уходить до 30 минут, т.к. с такими книгами (по моему мнению) нужно либо "работать", либо вообще в руки не брать. Работать - значит читать вдумчиво, анализировать написанное, прикидывать понятое на свою жизнь, свое поведение, отношение, мировоззрение, особенно зацепившее - выписывать, если не совсем понял написанное - вернуться и перечитать и делать это до тех пор, пока не поймешь. В общем работать с книгой.
Поэтому, беря в руки Сенеку, я уже готовился к жести и полагал, что это ограничится несколькими десятками страниц и будет отложено в долгий ящик. Просто потому, что не был готов сейчас класть себя на алтарь анализа через философию.
После Эпиктета я вообще философии боюсь. Не столько ее сложности, сколько из-за оленьских взглядов вышеупомянутого грека. Конечно не всех и даже не большинства, но местами он жег.
В общем, начал я читать письма Сенеки к Луцилию (кто такой Луцилий я хз, надо бы погуглить). Отторжения не возникло, неприязни, ощущения трудности в чтении тоже нету. По сути нету никаких негативных ощущений во время чтения, то есть мне это не в тягость, а более того - в удовольствие. Есть даже отголосок такого чувства, когда предвкушаешь как сейчас будешь что-то делать: это может быть с книгой ("ща сягу в метро и буду читать" - запойное чтение), игрой ("ща домой дойду и сразу играть"), горячей ванной после холодной улицы, любимым человеком, хорошим фильмом, да со всем это может быть. Другими словами - желание. Хотя не буду себя обманывать - это не более чем отголосок)
Интересно это еще и тем, что по сути философия - она и в Африке философия и кардинально чего-то такого, чего я не видел, не знал и не читал - он не пишет. То есть тот же Эпиктет писал че-то из той же оперы. Но все же какое влияние имеет то, КАК пишет человек. Зачастую не важно, что человек говорит, а КАК он это делает. Самые разумные и правильные слова могут не восприняться, если они произнесены хило, неуверенно и если сказавший сам в них не верит. И какой резонанс может произвести бред сивой кобылы, сказанный с верой, чувством, уверенностью и горящими глазами. Так же и с текстами. ЧТО и КАК. Что писать и как это писать.
Может быть тут еще интересно читать от того, что читая, к примеру, все того же Эпиктета, ощущение что он тебя лечит. Буд-то учебник читаешь, который тебя заставил прочитать преподаватель. Более того, он же его и написал. Если взять того же Марка Аврелия - то название его книги "Наедине с собой" полностью соответствует содержанию. Он это себе писал как памятку. То есть не для кого-то и не кому-то, а тупо себе и для себя. Из поздних личностей - так же делал Бенджамин Франклин. Он сам о себе начирикал биографию. Но опять же только для себя самого.
А если говорить о Сенеке - то он просто переписывается со своим другом. Например, если бы он жил сейчас, то это можно сравнить с перепиской в почте или даже в соц. сети. Ломанули бы его ФБ (в вконтакте он вряд ли бы сидел - статусные и взрослые люди в соц. сетях для детей не тусуются))) и прочитали его "Нравственные письма к Луцилию". А чтобы поржать, выложили бы это дело в тырнеты.
Такие вещи априори не могут читаться с неприязнью. То есть если это не чушь какая-нибудь, а интересные мысли человека. Высказывание человеком мыслей, которые вполне актуальны для каждого человека, но не в форме "вот это - догма и этому надобно следовать, а остальное все - хня", а в форме "я придерживаюсь такого мировоззрения и никому ничего не навязываю".
У меня есть привычка - выписывать для себя мысли, высказывания, мнения и другие вещи, попадающиеся в книгах. Выписываю, все, что каким-либо образом вызвало во мне отклик. У меня есть для этого специальный ежедневник.
Так получилось, что прочитав около 50 страниц нравственных писем Сенеки к его корешу, у меня набралось уже 30 (плюс минус, хз скок там уже набралось) таких пометок, стоящих моего внимания. Уверен, что их с каждой прочтенной страницей будет становится все больше. Я мог бы писать их в свой ежедневник. И вероятно сделаю это. Но у меня есть необоримое желание выписать их и сюда. Мне хочется выплеснуть эти мысли, срезонировавшие во мне и производящие внутри мозга химические реакции. Хочется поделиться этим с миром. Ни с кем конкретно, просто хочется послать в мир вещи, которые всем нам итак известны. Хотя бы по тем же пабликам вконтакте (кои в большинстве своем бездарный пиз*ец и копипаст) про философию, психологию, личностный рост и так далее. Да и в общем-то эти вещи известны нам по книгам, фильмам, самой жизни и даже на интуитивном уровне.
Мы все всё знаем, просто забыли об этом :)
Сейчас, открыв книгу, обнаружил, что первая ценная Вещь, которую я для себя отметил - это первые же слова книги. Удивительно))
Итак, первая порция Вещей из "Нравственных писем к Луцилию":
О времени:
1) "Часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую - на безделье, и всю жизнь - не на те дела, что нужно. Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти."
2) "Удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится. Все у нас чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает."
3) "Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность."
О том, как правильно усваивать информацию:
1) Ты не странствуешь, не тревожишь себя переменою мест. Ведь такие метания - признак больной души. Я думаю, первое доказательство спокойствия духа - способность жить оседло и оставаться с самим собою. Но взгляни: разве чтенье множества книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде - тот нигде. Кто проводит жизнь в странствиях, у тех в итоге гостеприимцев множество, а друзей нет. То же самое непременно будет и с тем, кто ни с одним из великих умов не освоится, а пробегает все второпях и наспех.
2) Не приносит пользу и ничего не делает пища, если ее извергают, едва проглотивши. Ничто так не вредит здоровью, как частая смена лекарств. Не зарубцуется рана, если пробовать на ней разные снадобья. Не окрепнет растение, если его часто пересаживать. Даже самое полезное не приносит пользы на лету.
О дружбе:
"Сенека приветствует Луцилия!
Ты пишешь, что письма для передачи мне отдал другу, а потом предупреждаешь, чтобы не всем, тебя касающимся, я с ним делился, потому что и сам ты не имеешь обыкновения делать так. Выходит, в одном письме ты и признаешь, и не признаешь его своим другом. Ладно еще, если бы ты употребил это слово как расхожее и назвал его "другом" так же, как всех соискателей на выборах мы называем "доблестными мужами", или как встречного, если не можем пррипомнить его имени, приветствуем обращением "господин"."
1) "Но если ты кого-нибудь считаешь другом и при этом не веришь ему, как самому себе, значит, ты заблуждаешься и не ведаешь, что есть истинная дружба. Во всем старайся разобраться вместе с другом, но прежде разберись в нем самом. Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился. Кто вопреки наставлению Феофраста судит, полюбив, вместо того, чтобы любить, составив суждение, те путают, что должно делать раньше, что позже."
2) "Долго думай, стоит ли становиться другом тому или этому, но решившись, принимай друга всей душой и говори с ним так же смело, как с собою самим. Живи так, чтобы и себе самому не приходилось признаваться в чем-нибудь, чего нельзя сказать даже врагу. Но раз есть вещи, которые принято держать в тайне, делись лишь с другом всеми заботами, всеми мыслями. Будешь считать его верным - верным и сделаешь. Нередко учат обману тем, что обмана боятся, и подозрениям дают право быть вероломным."
3) "Одни первому встречному рассказывают о том, что можно поведать только другу, и всякому, лишь бы он слушал, выкладывают все, что у них накипело. Другим боязно, чтобы и самые близкие что-нибудь о них узнали; эти, если бы могли, сами себе не доверяли бы, потому они и держат все про себя. Делать не следует ни так, ни этак: ведь порок - и верить всем, и никому не верить, только я сказал бы, первый порок благороднее, второй - безопаснее."
О булшитинге (оно же ИБД - имитация бурной деятельности), деятельности и безделии:
1) "Точно так же порицанья заслуживают и те, что всегда обеспокоены, и те, что всегда спокойны. Ведь и страсть к суете - признак не деятельного, но мятущегося в постоянном возбуждении духа, и привычка считать каждое движение тягостным - признак не безмятежности его, но изнеженности и распущенности. Все должно сочетаться: и любителю покоя нужно действовать, и деятельному - побыть в покое. Спроси совета у природы: она скажет тебе, что создала и день и ночь.
Будь здоров."