Предварительные итоги реставрации и изучения древнеегипетских мумий и саркофагов из ПГХГ

May 02, 2024 16:07



14 сентября 2021 года в Государственном Эрмитаже прошла международная египтологическая конференция «Египетские мумии в музее», приуроченная к открытию выставки «Мумия меняет имя».


image Click to view



На конференции прозвучал совместный доклад Г. С. Кимваловой (Пермская Государственная картинная галерея), А. А. Крола (МГУ, Центр палеоэтнологических исследований), Д. В. Пежемского (Центр палеоэтнологических исследований), Н. П. Синицыной (ООО Феномен), О. С. Синицына (ООО Феномен) и Е. Г. Толмачевой (Центр палеоэтнологических исследований), посвященный пермским мумиям и саркофагам.

Хотелось бы еще раз обратить ваше внимание, что сам проект возник в результате объединения профессиональных и материальных усилий трех организаций: Художественной галереи, которая является хранителем памятников; ООО «Феномен», которое привлекло опытнейших реставраторов, работающих, в частности, в реставрационных мастерских ГМИИ имени А.С. Пушкина и Реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Третьим участником проекта является Центр палеоэтнологических исследований, сотрудники которого занимаются антропологическим изучением мумифиированных останков, египтологической составляющей проекта и пытаются восстановить историю музейного бытования пермских мумий и саркофагов.

Хранителем коллекции Галиной Серафимовной Кимваловой давно вынашивалась идея отреставрировать египетские древности в собрании Музея. Но лишь в прошлом году Художественная галерея смогла получить финансирования для реализации проекта реставрации мумий и саркофагов. В декабре 2020 года мумии в саркофагах были перевезены из Перми в Москву и помещены в мастерскую ООО «Феномен», где и началась их реставрация и всестороннее изучение.

История памятников

Нам пока не удалось восстановить в деталях историю поступления мумий и саркофагов в Пермскую художественную галерею. В музейной документации, к сожалению, не сохранилось никакой информации о том, когда и откуда эти древнеегипетские памятники, равно как и коллекция египетской мелкой пластики и амулетов поступили на хранение в музей. Сохранилась полулегендарная информация о том, что прежде, чем мумии в саркофагах оказались в Художественном музее, они выставлялись в некоем Паноптикуме города Перми - собрании разных диковинных экспонатов. Однако на наш запрос в Архив Пермского края пришел ответ, что никаких документов о деятельности Паноптикума в архиве не содержится. Нет никакой информации о Паноптикуме и в многочисленных краеведческих работах по истории Перми.

Еще одна из музейных легенд гласит, будто некий пермский купец «выписал» мумии из Египта в свою домашнюю коллекцию.
Без знакомства с архивными материалами невозможно восстановить в деталях историю появления египетских мумий на пермской земле и их бытования в музейных коллекциях. В книгах по истории Перми, которые были нами проштудированы, первое упоминание египетских мумий относится к 1922 году. Именно в этом году, а именно 7 ноября художественный отдел Пермского Художественно-промышленного музея, созданного еще в 1890 году, был выделен в отдельный Художественный музей и ему было предоставлено здание бывшего архиерейского дома, куда были перевезены коллекции отечественной и иностранной живописи и фарфора. В собрание музея входило на тот момент лишь 140 предметов. Эта дата, собственно, и является днем рождения нынешней Пермской государственной художественной галереи. Что же касается Научно-промышленного музея, то ему также было выделено новое здание бывшей Духовной семинарии. В сборнике очерков по истории, культуре и экономике города Перми, изданном в 1926 году, говорится, что после выделения музею нового здания, в экспонировании были допущены ошибки «выставлены вместе местные и не местные коллекции (местная археология и египетские мумии, пермяки и Китай и т. д.).

Каким образом попали мумии в Научно-промышленный музей пока не ясно. Можно предположить два варианта. Они могли быть принесены в дар музею. Известно, что коллекция в значительной мере была сформирована благодаря многочисленным пожертвованиям. Другой вариант - египетские древности до революции находились в частной коллекции и поступили в собрание Научно-промышленного музея в результате национализации.

Когда мумии в саркофагах были переведены из Научно-промышленного музея (нынешний Пермский краеведческий музей) в Художественную галерею неизвестно. Судя по фотографиям, найденным хранителем коллекции Галиной Серафимовной Кимваловой в архиве галереи, они поступили туда до 1957 года.

Египтологические исследования

Итак, египтологи и реставраторы приступили к работе над двумя деревянными саркофагами (далее саркофаг 1 и саркофаг 2), одной крышкой саркофага (возможно, принадлежала саркофагу 2) и 3 фрагментами картонажа.

Также были предварительно изучены две мумии, одна предположительно происходит из саркофага 1, другая из саркофага 2. Изначально предполагалось, что все три картонажа относятся к мумии из саркофага 1.

Уже сейчас можно говорить, что саркофаг 1 и мумия из этого саркофага стали настоящим ребусом для ученых. В знаменитом каталоге О.Д. Берлева и С.И. Ходжаш и саркофаг, и мумия с картонажами датируются II-I вв. до н.э., т.е. Птолемеевским периодом. Однако наши исследования позволяют высказать предположение, что мумия с картонажами и саркофаг относятся к разным историческим периодам. Согласно предварительным данным, деревянный антропоидный саркофаг, от которого сохранилась только нижняя часть, может быть датирован значительно более ранним временем - III переходным периодом.

После расчистки живописи от загрязнений нам удалось обнаружить имя владельца саркофага. К сожалению, мы пока не уверены в его прочтении, но согласно одной из версий покойного могли звать Хорпара.

При поступлении в реставрацию в саркофаге хранилась мумия и три картонажа. Реставрационные работы с картонажами в настоящий момент только ведутся, что затрудняет прочтение надписей и интерпретацию изображений.
Наибольший интерес представляет картонажная позолоченная маска на тканной основе.

Отметим, что маска изготовлена в достаточно типичной для эпохи поздних Птолемеев манере и стилистике. Подобного рода масок достаточно много в музейных и частных собраниях, датируются они концом Птолемеевского, в ряде случаев началом Римского периодов.
Нагрудный картонаж также довольно типичен. В верхнем регистре представлено изображение крылатого солнечного диска с двумя уреями, по бокам - головы соколов, увенчанных солнечным диском. Также в центральном мы видим изображение крылатого скарабея, ниже - изображение погребального ложа. Анубис занимается бальзамированием покойного, рядом с ложем видны фигуры богинь, вероятно, Исиды и Нефтиды.

Сохранилась жертвенная формулы «хетеп-ди-несу», но, к сожалению, реставрация еще не завершена, поэтому нам удалось прочесть только часть надписи. Узнать имя покойного предстоит позднее - это часть еще скрыта под слоем загрязнений.

Третий нагрудник в настоящее время находится под слоем загрязнений, однако судя по технике исполнения можно предположить, что он относился к другой мумии.

Второй саркофаг (саркофаг 2) также выполнен из древесины сикоморы. В настоящее время саркофаг находится в процессе реставрации, демонтирован.

Крышка саркофага представляет собой скульптурное изображение запеленатой фигуры покойного. Перекрещенные руки со сжатыми кулаками сложены на груди, кисти рук утрачены.

Большая часть крышки саркофага изготовлена из одной доски. Лицо монтируется к основной конструкции при помощи деревянных нагелей, также отдельно крепились и боковые пряди парика.
Поверхность древесины была подвергнута дополнительной обработке, загрунтована и покрыта росписью, большая часть которой не сохранилась.

Вся нижняя часть (днище и борта) покрыта надписями, выполненными столбцами иероглифики черными чернилами по белому фону. Надписи сильно утрачены. После завершения работы по монтажу саркофага надписи будут изучаться, вероятно, удастся частично реконструировать отдельные фрагменты текстов.

Реставрация

За прошедшие с момента первого нашего поста месяцы реставраторы проделали огромную работу. Памятники попали в их руки в достаточно плохой степени сохранности. На всех объектах фиксируются поверхностные загрязнения, кракелюры, трещины и утраты красочного слоя и грунта, поражения грибком, утраты отдельных деревянных частей саркофагов.

На первом этапе реставрационных работ был проведен отбор проб и сделан биохимический анализ состояния саркофагов. Микробиологические исследование красочного слоя и деревянной основы показали высокую зараженность бактериями и грибками. По результатам анализа разработан специальный раствор для дезинфекции дерева и проведена дезинфекция. Каждая деталь обрабатывалась специальным раствором и помещалась в вакуумную камеру на определенное время.

Саркофаги были разобраны на цельные фрагменты. Все фрагменты были тщательно изучены и пронумерованы. После этого специалисты приступили к расчистке красочного слоя. Аварийные участки предварительно укреплялись. Перед каждой операцией проводились пробы и подбирался состав реставрационных материалов.
На сегодняшний день, практически полностью завершена работа по реставрации поверхности и красочного слоя саркофага 1.

На данном этапе идет подготовка саркофага к реконструкции и сборке. Проведена мастиковка швов и глубоких трещин основных фрагментов саркофага 1. Восполнение утрат будет проводиться только в местах, которые необходимы для конструктивной целостности. В местах наибольших повреждений и местах крепежа деревянные части укреплялись клеевыми составами.

Следующий этап по саркофагу 1 - это сборка и реконструкция всех фрагментов в единое целое. Часть утрат, восполнение которых необходимо для конструктивной целостности вырезана из дерева. Сборка будет проводиться при помощи системы креплений и подпорок, аналогично аппарату Илизарова для фиксации костей при переломах. Все соединения между фрагментами и дополнениями будут выполнены с помощью нагелей, соответствующих оригинальному способу крепления.

Также запланирована реставрация самих мумий. Реставрационные работы будут проводиться по методике, отработанной в ходе консервации египетских мумий из коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина: после расчистки каждый фрагмент льняных бинтов будет сдублирован (укреплен) на хлопчатобумажную ткань. В местах нарушения целостности мумии будет создаваться легкий каркас из нескольких проклеенных фрагментов льняной ткани. После этого все бинты будут укреплены на своих местах.

Антропология и естественно-научные исследования

Анатомо-морфологические и антропологические исследования мумий из Пермской художественной галереи только начались. На текущем этапе данные предварительны и не полны. Можно сказать, что мумия из саркофага 1 принадлежит мужчине старческого возраста (более 55 лет). Из ненаследственных особенностей стоит указать на наличие прижизненной, хорошо зажившей травмы на правой теменной кости, возможно, след от удачно проведенной трепанации черепа, хотя не исключено и боевое ранение.

Мумия из саркофага 2 принадлежит мужчине зрелого возраста (35-45 лет). Из патологических особенностей стоит упомянуть вдавление в области левой скуловой кости, что может оказаться прижизненной травмой.

Детальные сведения о процессе мумификации и составе использовавшихся в мумификации веществ могут дать и предполагаемые анализы смол, обнаруженные на мумиях. Эта часть работы будет выполнена специалистами Сколковского института науки и технологий.

Будет также взяты образцы для проведения радиоуглеродного датирования памятников, причем, в соответствии с современными методиками, забор образцов предполагается для целого комплекса объектов: дерева, тканей, кости, чтобы исключить возможные неточности. Эти исследования позволят уточнить датировку изготовления мумий и саркофагов, а также смогут предоставить данные о возможном вторичном использовании некоторых объектов.
На всех этапах проекта ведется фотофиксация и видеосъемка. Все этапы работы над проектом и его результаты будут освещены в документальном фильме. Съемки фильма ведет компания «Дельта-продакшн».

Достигнута договоренность с руководством Государственного Музея Востока об экспонировании двух египетских мумий и саркофагов из Пермской художественной галереи. Рабочее название выставки: «Пермские мумии: с берегов Нила до берегов Камы». Выставка предположительно пройдет осенью 2022 г.

Текст: Нубийская археолого-антропологическая экспедиция МГУ














































Египтяне, Пермская государственная художественная, Пермские мумии, Египет

Previous post Next post
Up