12 июля (на Петра и Павла как гласит храмоздатная надпись) 1561 года был освящен собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного. Сотрудники Собора вот уже второй год устраивают вечером "эксклюзивную экскурсию" для блогеров в этот день. Ну кроме большой праздничной программы очень насыщенной.
В этом году праздник приурочен к 460-летнему юбилею закладки и начала строительства Покровского собора (1555 г.).
Мне посчастливилось попасть в компанию блогеров, посетивших в этом году с экскурсией собор, за что большое спасибо ребятам "Маяк Парнаса" и директору Собора Татьяне Сарачевой.
Хорошо, что я пришла по раньше и прошла по Собору до закрытия. На втором ярусе я ходила одна и смогла немного снять интерьеры. Потом в компании блогеров с серьезной фототехникой я уже почти не снимала. Мне было больше интересен рассказ Татьяны Сарачевой.
Огромное спасибо сотрудникам этого уникального музея за такую любовь к "своему" Собору.
Собор действительно уникальный, второго такого найти нельзя.
Царь Иоанн IV Грозный построил его как памятник очень значимой победы "взятия Казани" пришедшийся на праздник Покрова Богоматери 1 октября (14 по новому стилю).
Поэтому главный Храм, самый большой в Соборе в честь этого праздника. И правильное его название Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву. Ведь после большого московского пожара Иван III велел окружить Кремль рвом.
До XVII века он еще часто назывался Троицким, ведь считается, что на этом месте стоял деревянный Троицкий храм. Было еще одно название у него - «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха, притом царь вел осля с патриархом пешком за, кажется (вот забыла цену), 200 рублей.
Храм построен без подвала.
Архитектура Покровского собора уникальна. Он представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей, поставленных на едином подклете.
Самая большая церковь - Покровская, с маленькой главкой. Еще 4 церкви имеют большие главы, остальные 4 чуть меньшие.
Все купола в 16 веке были шлемообразные.
Церкви на втором этаже объединяют две галереи - внутренняя, идущая вокруг центральной Покровской церкви, и внешняя обходная галерея вокруг всех девяти церквей.
С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами - северное и южное.
С северо-восточной стороны на уроне подклета пристроена церковь Василия Блаженного.
К юго-востоку от собора расположена шатровая колокольня построенная в XVII в.
Сейчас в Соборе можно увидеть декор с 16 по 19 век. Это своеобразное погружение в историю его строительства и росписи.
Так его отреставрировал в 1920-е годы знаменитый архитектор реставратор Дмитрий Сухов.
Он не стал уничтожать более поздние наслоения как это любил делать позже Барановский.
Это очень хорошо видно во внутренней галерее
например
вот декор 16 века. Правда здесь сделана реставрация недавно совсем. И реставраторы все по линеечке красили - такого конечно быть не может. Но к сожалению в Москве это теперь обычная практика.
собор был не расписан, его украшал кирпичный декор. при этом кирпичи были самой разнообразной формы, из которых делался очень богатый декор.
Сами посмотрите какой портал сохранился.
В подклете Собора (кстати теперь открыто очень большое пространство подклета и там сделаны очень интересные экспозиции, в том числе о строительстве собора и применяемых материалах. там есть разнообразные кирпичи, голосники и т.д.)
вот росписи 17 века. Видны райские цветы, чешуйки и т.д.
на внешней обходной галерее сохранились не тронутые реставраторами подлинные росписи разных времен.
Они очень разнообразны
узор цветочный настолько разнообразен, что найти похожие два не возможно.
Галереи освещают выносные фонари очень красивые. Верх которых украшен декором похожим на главки собора:)))
это более сложные райские цветы 18 века
здесь мне свет понравился
обходная галерея или гульбище сначала было открытое, потом в конце 17 века поставили колонки с арками и укрыли ее от непогоды, ее перекрыли кирпичными сводами.
Музей очень деликатно застеклил галерею. Классная работа. Окно каждой арки индивидуально сделано. они же все кривые. Снаружи при вечернем освещении кажется что и стекол то нет.
в 1680-е годы над открытыми лестницами возведены крыльца с небольшими шатрами
На куполах трех церквей в соборе существует роспись в виде вихревых розеток. Цветом выделены замковые кирпичи которые держат своды. До недавнего времени считали, что эти кирпичи выступают на 5 см от уровня свода. Но при реставрации 2009 года церкви Троицы выяснилось, что свод абсолютно гладкий.
иконостасы церквей выполнены в 17 и 18 веках
пространства церквей настолько маленькие, что я не смогла снять их нормально
В конце XVI в. появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время опустошительного пожара.
В конце XVI в. появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время опустошительного пожара.
а в экспозиции подклета есть подлинные кусочки их декора
кусочек купола со стальными чешуйками.
при входе в подклет чугунный пол из плит "солнышко". Он виновник нарушенной гидроизоляции и низ стен при входе отсыревает. Стоит вопрос о снятии этого красивого пола. А жаль.
В экспозиции подклета много очень интересных экспонатов
например вериги юродивого Иоанна Блаженного, прозванного Большой Колпак.
Он ходил в большом колпаке, чтобы не видны были вериги на голове.
потрясающей красоты хоругви. Их было 12, в экспозиции три штуки. Это я криворукая их так плохо сняла. А музейщики очень хорошо сделали витрины и можно рассмотреть две их стороны.
боковой декор иконы Казанской Богоматери напоминает височные кольца славянских девушек
Собор в совместном использовании Патриархии и Музея.
По воскресениям есть службы в церкви Василия Блаженного пристроенной в 1588 году к подклету
росписи и убранство церкви 19 века.
Там есть рака с мощами ...
В общем большое спасибо Собору в лице Татьяны Сарачевой за возможность так близко проникнуть в некоторые тайны Собора и прикоснуться к его истории.