Помните в сообществе Кремля я же ставила в 2012 году пост с панорамой
Уже несколько лет глядя именно на этот фрагмент панорамы у меня возникает диссонанс.
Большой Каменный мост на картинке такой, каким был до 1856 года.
В 1857 году купец Скворцов его разобрал для ремонту, а собрал уже в 1858-59 совсем другой Большой Каменный Мост.
А Храм Христа Спасителя стоит уже с крестом, куполом и лестницей к реке - таким он был после 1867 года...
Я уже не говорю про обывателей, которые нарисованы в костюмах 1840-х годов.
И не говорите мне, что панорама после 1860-х создана.
В начале 1850-х годов в магазинах фирмы Джузеппе Дациаро в Петербурге, Москве и Париже появилось отлично нарисованная, элегантно напечатанная в типографии Лемерсье в Париже и раскрашенная там же от руки панорама Москвы. Эта панорама литографирована одним из лучших мастеров городского пейзажа и интерьера своего времени в технике литографии Филиппом Бенуа (1830 - 1905) и знаменитом литографом Парижа Джозефом-Габриэлем Обреном (1820 - 1905) по рисунку Д. Индейцева. Дмитрий Степанович Индейцев был воспитанником Московского Дворцового архитектурного училища, где позже был учителем рисования.
Предлагаемая работа Д. Индейцева является одной из лучших панорам Москвы, которая очень точно передает все, что попадает в поле зрения рисовальщика.
Это не просто документальная фиксация, это глубоко прочувствованный образ. Пожалуй, правильнее назвать ее панорамой Кремля и Замоскворечья, т.к. художник делал ее, находясь у Тайницких ворот. Она начинается от Николаевского дворца, идет к Спасским воротам и дальше по часовой стрелке через Замоскворечье к храму Христа Спасителя, а затем к Боровицким воротам и кончается Соборной площадью.
Изображение в развернутом виде составляет угол в 270 градусов.
Панорама была выпущена на 10 склеенных литографированных листах общей протяженностью около 4 с половиной метров.
Уникальное даже для своего времени издание было встречено публикой с восторгом, однако его высокая стоимость и небольшой тираж сделали его недоступным для простых обывателей! Изображение панорамы Москвы изображено на холсте более 4,5 метра без единого шва. Свернуто в рулон и упаковано в подарочный деревянный футляр "тубусного" типа.