Будучи человеков замороченным на какое-никакое но правильное питание, я не мог не обратить внимание в ленте своего инстаграма на периодическое появление скринов достаточно простых, но оттого не менее популярных обедов с громко заявленным вегетарианским смыслом.
Я не являюсь вегетаринцем и не планирую вроде как отказываться от мяса, но книжку "Китайское исследование" почитываю. Осознаю, что еще никто и никогда не называл вегетарианское питание вредным для здоровье и по каким-то причиным осмысливаю бизнес, выстраиваемый в рамках, в том числе, вегетаринских ценностей, как экологичный.
Довольно оперативно через знакомых связавшись с представителями компании, сделал предложение поговорить о бизнесе, его сути и ценностях и ребята согласились, в общем вот, поговорили.
Запись программы
тут, под катом стенограмма. Вдруг кому интересно)
И. КОНОПЛЕВ: Всем привет. Это программа «Как делается Челябинск». Меня зовут Илья Коноплев. И здесь мы говорим о обычных, необычных, интересных и разных челябинских бизнесах и людях, которые эти бизнесы делают. Сегодня со мной в студии Сергей Тутов, руководитель компании «Эколанч». Сергей, добрый день.
С. ТУТОВ: Добрый день, Илья.
И. КОНОПЛЕВ: Сергей представляет компанию, которая работает, с моей точки зрения, на смешении двух технологий. Во-первых, это интернет-доставка, вернее, доставка еды без как таковой кухни. И это нишевая доставка, доставка вегетарианской еды. Хочется сегодня поговорить о том, как интенсивно, куда, с какой скоростью мчит это направление общественного питания, а также о том, какие на этом рынке есть тренды. На мой взгляд, вегетарианская кухня в Челябинске развита очень слабо относительно собратьев в ближайших наших миллионниках, не говоря уже о Москве. На ваш взгляд, как участника рынка, что здесь сейчас происходит, какое идет развитие, как вы себя чувствуете?
С. ТУТОВ: Этот тренд развивается достаточно давно. Можно сказать, что людей, которые интересуются здоровым образом жизни, становится все больше, поэтому краткий прогноз - это, безусловно, будет развиваться.
И. КОНОПЛЕВ: Что при позиционировании важнее? Сама приверженность к вегетарианству или приверженность к здоровому образу жизни? Какими из этих ценностей пользуются на рынке?
С. ТУТОВ: Скорее, здоровье.
И. КОНОПЛЕВ: Это находит отклик?
С. ТУТОВ: Безусловно, потому что каждый человек хочет быть здоровым и прожить долгую и здоровую жизнь.
И. КОНОПЛЕВ: Как давно вы на челябинском рынке находитесь?
С. ТУТОВ: Наша компания существует один год. До этого была другая деятельность, но в этом же направлении.
И. КОНОПЛЕВ: Глядя на этот год, можно ли сказать, что степень вовлеченности жителей Челябинска претерпела какое-то интересное изменение в сторону роста?
С. ТУТОВ: Хорошего всегда мало. Хотелось бы больше.
И. КОНОПЛЕВ: А чувствуете конкуренцию?
С. ТУТОВ: Нет.
И. КОНОПЛЕВ: Хорошо, не так. Если не чувствуете конкуренцию среди других сервисов аналогичной доставки, то, может быть, есть конкуренция среди других точек приложения внимания нашего населения? Я сейчас активно изучаю фитнес-индустрию, и мы сталкиваемся с тем, что конкуренция идет не между фитнес-клубами, а между другими способами проведения досуга. У вас есть что-то подобное на уровне конкуренции?
С. ТУТОВ: Я бы сказал, что нет, потому что каждый человек хочет кушать. И это не та сфера, где придется выбирать: я пойдут в фитнес или от голода ножки протянешь.
И. КОНОПЛЕВ: Получается, что ваша задача - чаще вовлекать людей в правильный образ питания.
С. ТУТОВ: Да, потому что все остальное произрастает из нашего питания. Пословица, древняя, гласит: «Я есть то, что я ем».
И. КОНОПЛЕВ: Сергей, как пришли к решению открыть этот нишевый формат, какие были мотивы, чего хотели?
С. ТУТОВ: Сам я вегетарианец на протяжении 20 лет. И последние 15 лет я занимался как раз пищевой индустрией, но в другом формате, это была кондитерская. Есть понимание, что рынок не насыщен в данный момент.
И. КОНОПЛЕВ: То есть вы исходили из каких-то умозаключений о насыщенности рынка?
С. ТУТОВ: От потребностей людей, скорее.
И. КОНОПЛЕВ: Прежде чем сказать «мы пошли», стали вкладывать свое время, свои деньги, считали рынок? Или же ваш бизнес вырос из собственных ценностей, из какого-то интуитивного понимания, что это может взлететь?
С. ТУТОВ: Скорее, второе. Есть некое наблюдение, что делают люди, как они питаются, что есть пробел, в Челябинске в частности, по такому питанию. Есть наблюдение за другими городами. Я вижу, что это пользуется популярностью и спросом.
И. КОНОПЛЕВ: Насколько велик разрыв между насыщенностью рынка, но не количеством, а проникновением на тысячу населения между Челябинском и Екатеринбургом и, например, Челябинском и Москвой? То есть каков потенциал Челябинска? Он еще в зачаточном состоянии, или набор операторов уже позволяет удовлетворять текущий спрос?
С. ТУТОВ: Я думаю, что спрос будет расти. Если откроются еще одна - две службы доставки, они тоже найдут себе покупателей.
И. КОНОПЛЕВ: Тогда такой вопрос, как формируется спрос? Что способствует тому, чтобы люди в это вовлекались?
С. ТУТОВ: Учитывая экономическую ситуацию в стране, то, во-первых, должно быть недорогое, но в то же время качественное и вкусное питание.
И. КОНОПЛЕВ: Тогда как заинтересовать людей осознанно изучать этот вопрос и приходить к выводу, что здоровое питание, будь оно принципиально вегетарианским или в какой-то части вегетарианским, лучше, чем бургеры или картошка фри?
С. ТУТОВ: Есть социальные сети, есть программы, где люди встречаются, общаются. Кружки по интересам.
И. КОНОПЛЕВ: А кружки по интересам в городе есть, куда человек может прийти, послушать, пообщаться?
С. ТУТОВ: Точно знаю, что есть ведический центр, есть центр, где встречаются люди, которые занимаются йогой. В общем-то йога-центров по городу у нас достаточно много. Общаясь в среде таких людей, их ценности в тебя проникают. Дело в том, что сейчас наша жизнь идет в очень быстром темпе, и иногда мы не можем остановиться и подумать, а что я делаю на самом деле.
И. КОНОПЛЕВ: Как встать на эту паузу и задуматься?
С. ТУТОВ: Каждый решает сам. Нет универсальной инструкции.
И. КОНОПЛЕВ: Давайте прыгнем, и с уровня ценностей приземлимся в бизнес-процессы. Вы являетесь объектом общественного питания, с той лишь разницей, что у вас нет зала, вы делаете доставку. Каков процент навскидку разовых заказов? Люди, которые попробовали один раз, начинают делать повторные заказы?
С. ТУТОВ: Скажем так, тех, кто питается каждый день, у нас на сегодняшний день порядка 40-50%.
И. КОНОПЛЕВ: Весомо.
С. ТУТОВ: Остальные заказывают периодически. 10% - те, кто приходит первый раз.
И. КОНОПЛЕВ: Привлечение людей, которые приходят первый раз, сейчас я предположу, а вы согласитесь или опровергните, идет только через интернет и социальные сети, или есть еще какой-то канал, который в вашем случае хорошо работает?
С. ТУТОВ: На данный момент только интернет и социальные сети.
И. КОНОПЛЕВ: Офлайн используете?
С. ТУТОВ: Печатная продукция была, ходили, раздавали.
И. КОНОПЛЕВ: Работает?
С. ТУТОВ: Да, работает.
И. КОНОПЛЕВ: То есть это тоже инструмент. Кстати, вопрос. 20 лет назад что послужило причиной того, что вы перешли к этой модели образа жизни? Как вы к этому пришли?
С. ТУТОВ: С 6 класса занимался восточными единоборствами. Через 10 лет пришло понимание, что от мяса, рыбы и яиц можно отказаться. На этом этапе это было отсечено. После армии это произошло.
И. КОНОПЛЕВ: Не жалеете?
С. ТУТОВ: Нет, нисколько.
И. КОНОПЛЕВ: А нет планов открыть офлайн-кафе? Или пока не планируете выпрыгнуть с того места, которое занимаете?
С. ТУТОВ: Выпрыгнуть планируем, но это вопрос времени, это перспектива.
И. КОНОПЛЕВ: Я правильно понимаю, что, если взять жизненный цикл компании, вы сейчас находитесь на стадии роста?
С. ТУТОВ: В принципе, да.
И. КОНОПЛЕВ: Молодцы. Есть еще одна штука в этой программе, называется «Приземление мудрости». Я зачитываю цитату из какого-либо паблика и прошу вас высказать к ней отношение. Нравится - не нравится, пользуетесь - не пользуетесь. Готовы?
С. ТУТОВ: Давайте попробуем.
И. КОНОПЛЕВ: Фраза очень простая, она принадлежит Жан-Жаку Руссо и звучит так: «Почти во всех делах самое трудное - начало».
С. ТУТОВ: Все правильно. Я однозначно с этим согласен, потому что, начав, человек уже находится в процессе, он понимает, что это можно делать. Возьмем простой пример. Стоит вагон. Его нужно сдвинуть с места. Согласно физике, сила инерции стояния очень велика. Когда вагон уже катится, то толкать его легче, чем столкнуть с места. Поэтому, начиная любой бизнес, человек должен преодолеть какой-то страх внутри себя, что я смогу это начать. Пусть у меня не получится, это не проблема. Но, уже начав, ты поймешь, как дальше двигаться.
И. КОНОПЛЕВ: Спасибо, очень хорошая иллюстрация. Сегодня с Сергеем Тутовым мы говорили о том, как и куда будет двигаться индустрия вегетарианского общественного питания. Сергей, спасибо за то, что вы делаете. Это классная штука, и я рад, что такие проекты в Челябинске развиваются.
С. ТУТОВ: Спасибо вам.
И. КОНОПЛЕВ: Это был проект «Как делается Челябинск». Всем привет.