Мне недавно по чьей-то ссылке в разговоре попался на глаза советский мультфильм под названием "Kапризная принцесса", снятый, как я понимаю, приблизительно по сказке братьев Гримм "Король-Дроздобород" - с некоторыми, правда, изменениями сюжета. Очень такими показательными изменениями
(
Read more... )
Кстати, очень хороший литературный ход! Принцесса породила физическое насилие (турнир в описании опущен) - ничего, украшения сладости всё исправят, принцесса и убила в конце.
Только непонятно, откуда истоки болезни. Ссоры родителей? Ощущение внутренней инаковости? Отсутствие дружбы на равных?
Пару общих слов.
Судить из нашего времени, что выдавать насильно детей замуж незаконно - ну, как бы, там другие времена. Всё вполне законно и традиционно. Надо ли это проговаривать в мультике или делать подводку? Ну, да. Но решили, и так сойдёт. Всю историческую справку не дашь (я, к примеру, не помню, что там на турнирах с подачей руки, если ты свалил противника с коня и он в нокауте).
Хочешь? Турниры! Не хочешь - просто всех позовем, выбирай, кого хочешь. Максимально либерально. Если бы принцесса договорилась о форме выбора заранее (например, поговорить с каждый претендентом отдельно, чтобы узнать его как человека) - это могло бы решить многие её проблемы и не создать новых.
Про ползание с закрытыми глазами. Можно воспринимать как желание полной власти и проверку на сломленность, можно воспринимать как проверку на доверие. Стандартный формат "закрой глаза и падай спиной вперёд" еще не изобрели, видимо.
"Нет родственников" слишком удобно для финала, плюс отсутствие оснований для мыслей о переборе жертв "главгадом". Я бы добавил упоминание погибшей невесты, и(ли) погибшую сестру, и(ли) живую сестру короля, которую тоже "спасает" героиня. Что-то такое.
Вообще по структуре, лексикону, эмоциям, персонажам, обыгрыванию и прочему - абсолютно полноценный отличный рассказ, я бы не удивился, увидев на конкурсе. Мне видятся некоторые мелкие сюжетные и персонажные проблемы (очень уж удобно выбирается, что героиня знает и может, а чего нет), но такое. Внешние ограничения)
Спасибо, рассказ стоил прочтения и раздумий!
Reply
Надо ли это проговаривать в мультике или делать подводку?
------
В мультике вообще пошли своим путем и видимо именно это многих и раздражает. Если в исходной сказке сосуществуют две парадигмы, реально-историческая и сказочная, то в мультике к ним примешали третью, взятую из окружающей авторов действительности.
То есть первая нам говорит: "Мужа принцессе выбирают родители", вторая: "Принцесса достается самому достойному", то третья что: "У нас, конечно, свобода выбора... но слушай, девочка, родителей. Родители плохого не подскажут". И вот это вот интересное сочетание и сработало таким мощнейшим триггером, судя по всему. :)
А с подачей руки на турнире всё сложно. Тем паче, что у нас там не просто сшибка на копьях, а явный бой до победы. Где после потери копий начинают на мечах рубиться, а поднимись боец после падения, так они бы и пешими продолжили до невозможности вести бой одной из сторон. Так что руку тут подавать нет смысла, тут слуги должны с арены уносить аккуратно, а там доктора разбираться что и как.
Reply
Что касается посылов и мультика... С одной стороны, да, могу согласиться, их можно увидеть (а можно не увидеть), хотя я бы уж так не придавал им краеугольность и не называл бы парадигмами. Ну, может, потому, что меня это не триггерит, посылы и посылы, можно еще десяток увидеть: "не хами", "сначала думай", "потренируйся в риторике", "найди, чем ответить родителям за излишнее давление, хотя бы шантажом", "заведи себе побольше друзей/последователей, кроме шута", "принцессе стоит поупражняться в остроумии, дипломатии и риторике, чтобы решать самой свою судьбу, дабы потом успешно решать судьбы граждан королевства", "необходимо уметь из зол выбирать меньшее некромант Фесс" и т.д...
Опять же, да, мультик напрямую четко и качественно не прописывает взаимодействие этих трех посылов. Если считать их посылами - ну, так и не обязан, вон сколько всего можно увидеть и потребовать прописать взаимодействие. Если считать парадигмами - тогда стоило бы.
Соответственно, да, можно считать, что они противоречат друг другу, требовательно тянут принцессу каждый в свою сторону и разрывают на куски. Триггерит. "Себе правила жизни прописывайте!"
А можно этого противоречия не наблюдать. У кого "у нас свобода выбора"? Ты должна выбрать жениха, но можешь выбрать кого угодно из принцев, а мы поможем определиться в выборе турнирами и советами ("принцесса достаётся" я там вообще не наблюдаю, правила турнира не оглашены, но выбор явно остаётся за ней). И вот когда принцесса игнорирует все предложенные варианты (самый сильный? самый посоветованный - допустим, был? самый какой хочешь?) и ничего не предлагает сама, вот тогда начинается основная сюжетная линия %)
Плюс, тут еще влияет форма, как по мне, хотя я уже упоминал об этом. У большинства априори мультик/сказка - что-то детское и упрощенное, что уж тут придираться. Кого интересует речевой или колдовской аппарат золотой рыбки - сам пишет рассказ или статью. А вот уже рассказ, например, - претендует на большую степень реализма, к нему и требования выше (характерный пример - как там и там повлиял на вид героини месяц скитаний).
Но если видеть не мультик/сказку (в данном случае - упрощение в квадрате), а конкретный сюжет, без скидок на форму подачи - тогда, конечно, отношение другое.
P.S. Спасибо за пояснение с турнирами! Я примерно как-то так и представлял, но подробностей не помню. А про подачу руки, вообще не был уверен в таком ритуале, судить о подобных вещах по историческим романам - такое себе)
Reply
Про парадигму я говорил имея в виду определенное мировоззрение и образ действий, которые воспринимаются как норма самими действующими лицами и их окружением. Найти для дочки "хорошего мальчика", всячески его расхваливать и психологически давить на дочку если он ей вдруг таким уж хорошим не показался - вполне себе клише 60-70-х легко считываемое зрителями. Нам ещё потом дают ссору короля с королевой, тоже насквозь клишированную, чтобы уже точно никто не перепутал. :)
В антураже средневековой сказки эти все элементы смотрятся довольно-таки дико и чужеродно. А если настроится на них, то дико начинают смотреться сказочные элементы, вроде "выдам замуж за первого нищего" и прочие ночевки в стогу. Вот и получается какая-то непонятный и может даже ужасающий (если все три составные парадигмы не вызывают восторга) конструкт с торчащими в разные стороны частями. Собственно рассказ в исходном посте я понял именно как попытку свести эти парадигмы в нечто цельное. :)
Reply
Leave a comment