Адаптивность, креативность и гибкость часто кажутся противоположностями умению следовать правилам. Однако на самом деле вполне можно развивать и то и другое одновременно, и это не является противоречием.
На втором из наших воскресных занятий нашей подготовки к школе, одной из игр были "волшебные превращения" - когда надо было изображать разных животных. Выглядит эта простая игра так:
"Сейчас вы все станете превращаться в разных волшебных существ. Сейчас у нас в зале появились тяжелые медленные слоны... теперь - шустрые мышки... а вот из маленького семечка распускается прекрасный цветок... а теперь вместо него появился кровожадный и опасный тигр... и ему навстречу вышел зубастый крокодил (и так далее).
Для меня эта игра - как "убивание" большого количества "зайцев" сразу. Это опять про самоконтроль - так как есть много мышечного переключения и работы на уровне тела. Это про правила - и быстро переключение с задачи на задачу, и при этом задействована эмоциональная сфера. Это про творческую часть и раскрепощение - для того, чтобы изображать эти качества необходимы.
Альбом:
Ключик
Альбом:
Ключик
Альбом:
Ключик Хорошо развивается самоконтроль в разных играх на удержание равновесия. Мы в этот раз играли в игру, когда надо было на себе, на разных частях тела носить мешочки с крупой - на голове, на плечах, на локтях.
Альбом:
Ключик Замирание, быстрое переключение и следование правилам прекрасно реализуются в известной игре "День-ночь". Версий может быть много. Мы играли так, что дети - это совята, которые летают только ночью. А днем спят (лежат неподвижно) в "домиках".
Альбом:
КлючикДля маленьких детей - особенно тех, про которых принято говорить, что они - гиперактивные - сложно удерживаться в любом положении продолжительное время. Однако есть печальный факт - умение тихо сидеть - одно из очень существенных требований к первокласснику, и если это трудно дается, этот навык можно и нужно тренировать. Для меня кажется совершенно правильным в этой теме образ-сравнение со спортом - мышцы можно накачать путем тренировки. Навык "сидеть"/"замирать" тоже во многом тренируем, так же, как и навык "помолчать".
Несколько лет назад мои дети очень "забалтывали" меня в машине, а так как мы ездили много и долго, это было серьезной проблемой. Решение было найдено такое: иногда мы договаривались о том, что у нас будет "призовая тишина". Выглядело это так: мы обговаривали, через сколько все замолкают. Замолкают - совсем, после этого полная тишина, без случайного "ой, мама, а ты знаешь...", шепота, пения, мычания и сопения. Если дорога больше часа - обговаривалось время "паузы", когда на 5 минут опять можно говорить, а потом - та же тишина. Если за ВСЮ такую дорогу не было сказано ни одного слова - был маленький приз. Но если хотя бы одна фраза была произнесена - приза нет.
Еще одна игра, которую я очень люблю, называется "Инструкции". У нее есть очень много модификаций, которые подходят как для взрослых, так и для маленьких детей. Вчера мы играли так: пара родитель и ребенок брали по одинаковому комплекту палочек. Один придумывал какой-то узор, и складывал его, не показывая второму. Дальше ему было необходимо так объяснить свою идеи второму, чтобы вышла точно такая же картинка. Второй только на слух может воспринимать эту информацию, и может уточнять, правильно ли он понял ту или иную инструкцию. Первый тоже не видит, как его понимает второй, и только когда все уже готово, они могут сравнить узоры.
Мы играли в такую игру в нашем Палаточном лагере на детско-родительской группе, вот несколько фотографий оттуда:
Альбом:
Изумрудный город Суздаль 2011
Альбом:
Изумрудный город Суздаль 2011
Альбом:
Изумрудный город Суздаль 2011
Альбом:
Изумрудный город Суздаль 2011 Эта игра для меня очень многослойная. Есть слой про коммуникации, потому что в этой игре иногда очень наглядно видно, как люди, которые совершенно уверены в том, что окружающие их "и так понимают, чего тут объяснять детали" сталкиваются с тем, что другой человек может что-то представлять себе совершенно по-другому. И одновременно эта игра учит правильно формулировать свои мысли, заставляя как можно точней и понятней излагать свои идеи, задавать уточняющие вопросы, переспрашивать, сравнивать, объяснять разными способами. И в то же время эта игра учит выделять главное и второстепенное, помогает улучшать ориентацию в пространстве (те самые право-лево, выше-ниже). Это игра одновременно и про творчество - надо придумать свой узор, это часто оказывается не простым, и про необходимость повторять то, что придумано другими. Очень интересно иногда видеть то, родители иногда придумывают нечто такое сложное в качестве узора, что потом испытывают большие сложности в том, чтобы донести до ребенка свои идеи (у нас на этой группе так не было, а на других было, и не раз, и родители при этом злились "ну как ты не понимаешь?!"). И у меня в голове тогда есть мысли: интересно, а бывает ли что-то похожее у них в жизни, а не в этой игре? Может ли быть, чтобы и в их отношениях в других сферах тоже бывает сложно оценить степень сложности их требований/ожиданий по отношению к ребенку?