Про снобизм

Feb 08, 2020 11:57

Сейчас путешествия стали, буквально, культом. Меня подруги в глубине души жалеют. Вслух не говорят, но чувствуется, как им меня, сироту, прям до печенок жалко: они то в Италию, то в Барселону, то в Турцию с Майоркой, а я все в Третьяковку хожу... Муж на мне явно экономит, нет чтоб в Париж на ДР свозить.

А я, честно говоря, никак не пойму, зачем тратить столько усилий и средств, чтоб поставить очередную галку в перечне покупок? А потом всем хвастать, что "купили себе немножко Парижу", показывая однотипные фотки.

Три года подряд мы ходили в Третьяковку в Лаврушенский переулок. У меня появилось нескромное чувство, что я таки наконец-то осмотрела этот музей. А потом из Ульяновска привезли три картины Худякова, и в описании я прочла, что его "Стычка с финляндскими контрабандистами", написанная в качестве дипломной работы для худ.академии, стала первой картиной, которую приобрел Павел Третьяков, и с которой началась коллекция Третьяковки. Даже не сомневайтесь, что, не сумев вспомнить картину, я тут же сказала, что нам пора освежить в памяти экспозицию Лаврушенского.

В итоге мы пошли туда смотреть Похитонова и "по дороге" (на самом деле, пришлось дать кругаля) заскочили к контрабандистам. Знаете, картины из Ульяновска ее превосходят, там Худяков уже, что называется, зрелый. Но очень интересно теперь будет погуглить последнюю картину, что купил Третьяков, и вообще порядок формирования коллекции. Да и про самого Третьякова почитать. Теперь я это уже запомню, этой информации есть на что уложиться. В Лаврушенском есть портрет Третьяковой, очень хорошая картина. Но что на ней за женщина?... Совсем не факт, что жена. Хотя я бы на месте художников жену такого человека писала бы наперебой. Тоже интересно, надо будет узнать.

Помимо Похитонова зашли к Нестерову. Хотели еще раз поглядеть на портрет архиепископа Антония, он из тех работ, что врезаются в память с первого взгляда и навсегда. Ну и, надо заметить, что Нестеров не писал портретов денег ради. Он выбирал натуру поинтереснее и пытался раскрыть в портрете личность. Поэтому всем, конечно, было лестно попасть в список опортреченных Нестеровым. И что вы думаете? "Двух философов" (Флоренский беседует с Булгаковым, 1917 год. Один потом умрет в лагере на Соловках, второй - от рака горла в Париже, будучи выдворен из России на "философском пароходе", такая вот философская дуалистичность...) куда-то унесли. На их месте висит "Пустынник". У него рукав протерся до полной прозрачности на просвет! Потрясающая лессировка! На самом деле, там зеленые и коричневые штрихи. Но тряпка кажется заношенной до прозрачности, сквозь нее как будто поле на просвет видно! И еще одна картина появилась - монахи в лодочках. А мы два раза этот зал смотрели, и я была уверена, что я про него все знаю.

Но еще веселее мы зашли к Врубелю. Его зал на выходе. И мы каждый раз пробегали его насквозь с глазами в кучку. У меня была позиция "надо, наконец, посмотреть Врубеля", муж числил его обсмотренным. В итоге мы на подходах дружно вспомнили "Царевну-лебедь" и "Сирень" с фресками про Фауста и Демона. Что на центральной фреске, вспомнить не удалось. Ну, в смысле, мы помнили, что там "какие-то люди на корабле", но что за люди - хз. Может, там какой-нибудь Радонежский какого-нибудь Донского благославляет... Там "Принцесса Греза" оказалась. Нашли в зале еще "Гадалку" и "Испанку". Ни одной из них не вспомнили. Так и не поняли, то ли уже так смотрели, то ли их тоже принесли, как "Пустынника"? Хотели смотрителя отловить, спросить, но не нашли.

Ну, и зачем мне Италию с Испанией автоматной очередью сквозь мозг простреливать? Зачем мне чужие культурные ценности, если я дома ничего не знаю толком? Я, наверно, сноб с большими претензиями. Но когда рассказывают о своих поездках, у меня остается ощущение, что люди смотрели, а не видели. И Италия эта расчудесная была нужна всего лишь как фон для фотографий, чтобы потом хвастать "А это я Риме, Барселоне, Цюрихе..." Ну да. Ну и что? Шапочка каждый раз новая на фотке. И курточка, ага. А все остальное - такое же. Барселона от Рима в рассказе ничем не отличается.

Я лучше снова в Третьяковку, чем так в Италию, извините мое высокомерие и снобизм. И да, потом буду умничать как отвратительная всезнайка... Но мне вправду это интересней, чем по аэропортам с гостиницами толкаться.

P.S. но в Париж, наверно, все-таки, тоже поеду, как все "нормальные девчонки". Дивная была выставка в прошлом году "Щукин: биография коллекции". К ней в пару в Эрмитаже собрали и показывали "Морозов: биография коллекции". Про них писали, что потом они поменяются местами. Щукин поедет в Питер, а Морозов - в Москву. Но нет, Морозов поедет в Париж. Знала бы, что опять без фактчекинга полощут, съездила бы в Питер.

Картины, Лытдыбр, детали, люди

Previous post Next post
Up