В музее Рерихов меня пленил единственный натюрморт. Так и тянет штампануть "затерявшийся среди пейзажей, портретов и библейских или мифологических сюжетов". Но нет. Этот антуриум в синей вазе среди всего этого совсем не теряется. Стекло бликует сильно, так что прошу прощения за оскорбительное качество
Натюрморт - наиболее близкий для меня живописный жанр. Понятно, зачем все это рисовали, рисуют и будут рисовать. И почему чем ближе к нам, тем больше художники стремятся не скопировать натуру, но передать свое впечатление и чувства, ею внушаемые.
Этот антуриум - больше, нежели "просто натюрморт", картина про листья в вазе. Это - картина о том, как история переплетает судьбы и вещи.
Сначала экзотические растения привозили в европейские оранжереи. Из них в комнаты переходили те, кто мог выжить при плохом освещении (электричества не было), температурном режиме с большими колебаниями (отопление тоже было печное) и низкой влажности. Ароидные - смогли. Правда, антуриум не был первым в волне переселенцев в "Старый свет".
Святослав Рериха вывезли из России ребенком. Финляндия-Лондон-США-Индия. Это натюрморт индийского периода его жизни. Можно аннотаций не читать, форма и цвет вазы, а также колористика картины говорят сами по себе. Если Петр Первый "прорубил окно в Европу", Рерихи открыли России "сердце Азии". Как уроженец Южной Америки, антуриум хрустальный, попал в Индию, бог весть. Главное, они там встретились. В этом натюрморте как будто закручивается "роза /культурных/ ветров".
А вчера в Аптекарском вот что видели. Согласитесь, похож на свой портрет в исполнении Рериха?
Очень красивый экземпляр.