Неделя проходит под знаком парфеновских фильмов. Первым оказался "Цвет России" про фотографа Прокудина-Горского. Я видела раньше его снимки Торжка, долго восхищалась, сравнивая "было-стало", поскольку Торжок неплохо знаю воочию. Фильм очень понравился. Но первая серия следующего, "Глаз божий", привела в полный восторг. Это документальный фильм о том, как И.В. Цветаев стоил Музей Изобразительных Исскуств, а Щукин с Морозовым собирали свои коллекции. Во-первых, я хотела "узнать что-нибудь о Щукине с Морозовым" с тех пор, как в последний раз была на Волхонке. Во-вторых, такой фильм я посмотрела бы вне зависимости от того, насколько мне интересна тема. Необычная кинодокументалистика. Парфенов пригласил хороших актеров, и они "оживляют" отрывки из мемуаров. Цветаева, например, играет Табаков, а Матисс вышел очень красивым. А Пикассо в юности я ровно так себе и представляла. Я не большой специалист в плане "киноязыка", но тут сам видеомонтаж, по-моему, замечательный. Предвкушаю вторую серию, интересно, как Парфенов справится с периодом после 1918 года. Фильмы доступны для просмотра на его ютьюб-канале "Парфенон".
Про еду. Пару недель назад страстно захотелось бутерброд с белым хлебом и сыром. А белый хлеб вот уж года полтора-два мы покупаем и едим крайне эпизодически. Ну, раза три, наверно, за год это случилось. Но прям приспичило. Сбегала в магазин, принесла пушистую булочку с кунжутом, намазала маслом, положила сверху любимый сыр кусочком идеальной толщины. И... даже не доела. Оказалось, мне совсем не вкусно! Вот не нравится больше! В это воскресенье папа наш пошел в магазин один и принес... колбасу и белый батон с кунжутом же. Когда я удивилась, зачем, и кто это будет есть, сказал, что внезапно очень захотелось бутерброд. Ну, сделали мы папе вожделенный бутерброд. Он его с удивлением не доел, оказалось, ему тоже больше не вкусно. Батон я нарезала на сухари и гренки. С утра ребенку этих самых гренок и предложила. Две в итоге остались, пришлось выкидывать. На этом месте я испытала чувство глубого удовлетворения. Я большой противник диет за исключением медицинских, по медицинским же показаниям. А в быту, я считаю, не диетами организм надо насиловать, а планомерно менять вредные пищевые привычки на здоровые. Тот факт, что бутерброды у нас больше никому не нравятся, греют душу. Верным, мол, путем, идете товарищи.
Про Тургенева. Взялась перечитывать "Асю", "Вешние воды", "Первую любовь" с подачи из френд-ленты. Там обсуждали, насколько правомерно выражение "тургеневская девушка". Я как раз считаю, что полностью уместно и исчерпывающе примерно как "итальянка Брюллова" или "портрет работы Серова" или Коровина... или кто там еще известный портретист своего времени с узнаваемой манерой? Но это - тема отдельного поста, а то и не поста, а вовсе заметки для дзен.
А пока что, дочитывая "Первую любовь", удивляюсь, зачем же их в один сборник объединили? На мой взгляд, это лучше читать по отдельности и вразнобой. Второй момент, который меня занимает, это что сказал Белинский по поводу героя любого из этих трех произведений? Вот не мог неистовый Виссарион обойти такой повод для критической статьи. Можно представить, как досталось бедолаге Тургеневу, точнее, его несчастному герою, которому девушка (любимая! Желанная!) свидание назначает, а он в ответ... сиськи, прошу пардону, мнет, "ах, мне как честному человеку неудобно!" Белинский должен был оттянуться так, что мало не покажется. Не тот был человек и критик, чтоб упустить такой повод. Надо будет погуглить и поглядеть статью, если найдется. Третий заинтересовавший момент - это биография самого Тургенева.
Я про Тургенева знаю, в основном, из перекрестных источников. Ну, всем известную историю с четой Виардо. Анекдот о несостоявшейся дуэли с Толстым, которую вспоминают в каждых вторых мемуарах, и не только в них. А Сомерсет Моэм, например, очень хвалил Тургенева за то, что тот свою дочку, прижитую от крепостной, отдал на воспитание Полине же Виардо. Мол, совсем не то, что Толстой, сын которого, прижитый от крепостной, сидел на козлах кучером у его же законного братца. То есть, Толстой собственного ребенка за человека не посчитал, в отличие от Тургенева. Хорошее было время: с каким знанием нюансов англичане сплетничали о русских писателях! Но надо бы поглядеть, что там у Тургенева было с матерью? Судя по этим повестям о первой, ранней любви, и тургеневскому водоразделу между образами девушек и женщин, нерядовая должна была быть женщина. Скорей всего, вдова, в одиночестве тиранящая сына. Или сыновей. Интересно, братья у Тургенева были? Или вся сила материнской любви на него одного упала и всю жизнь ему переехала? Что там было что-то такое, я уверена почти как в том, что Белинский не мог не написать критической статьи, разносящей мягкого, ни в чем не уверенного барчука.