2. Романо Луперини (род. 1940). Ивы растут у воды (2002). [Цитата]Еще немного, и я уйду в никуда. И вот - я даю себе свободу, которая в другое время показалась бы мне постыдной и немыслимой: опубликовать страницы, в которых неразделимо слиты грязь прожитой жизни и странное чувство освобождения от написанного, которое защищает и возвышает. Оправданием мне служит надежда оставить свидетельство не просто индивидуального существования, но века, в котором я жил, и который сейчас тоже клонится к закату.
3. Гюнтер Грасс (1927-2015). Нобелевка 1999 года с [определением]За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории.. Луковица памяти (2006). Первая книга автобиографической трилогии, ее публикация вызвала обсуждения, "не стоит ли отозвать нобелевскую премию": Грасс обнародовал факт своей службы в СС.
Интересна перекличка между этими книгами, написанными в первую четверть двадцать первого века в трех разных странах. [Почему]Повествование Грасса автобиографично, Луперини пытается сделать из биографии лирическую поэму, Памук - семейную сагу (эдакая "Сага о Форсайтах" на турецкий лад) с фокусом на одном из членов семьи. Их герои ("маленькие люди") живут в ту самую эпоху, которой, по слухам, проклинали китайцы: "жить тебе во времена перемен!" Обратная, расширяющая от точки в панораму перспектива, как на старинных иконах: человек-город-мир, история личности-история страны.
4. Саша Галицкий. Мама не горюй. /Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому? Методическое пособие для взрослых детей/