Большой (2016)

Nov 09, 2017 18:23

Фильм Валерия Тодоровского о становлении балерины. Не какой-то конкретной, а личности в профессиональной среде и сфере.



После "Мании Жизели" "кино про балерин" больше не хотелось, тем более, что иви предложило этот фильм с анонсом про соперничество двух лучших учениц. У Тодоровского до этого смотрела "Стиляг" (2008), и мне понравилось. Поэтому "Большому" дала минут десять на попытку: интересно же, насколько "режиссерская манера" узнаваема.

Похоже, я оказалась всерьез неравнодушна к манере Тодоровского. У фильма интересный монтаж, события прошлого и настоящего постоянно перетекают друг в друга. Например, у станка стоят балерины и делают элемент из нескольких движений. Так на каждое будут показаны девочки разного возраста: взрослая девушка, совсем кроха, подросток, снова взрослая. Это невозможно смотреть под вязание, отвернуться - потерять нить, но мельтешение времен и возраста героев почему-то не раздражает и не вызывает ощущения клипа, зачем-то растянутого на длинный фильм. Вместо линейного развития событий возникает странноватое ощущение единства всех времен, в котором все вещи существуют одномоментно, а не поочередно, сменяя и вытесняя друг друга.

Одна из героинь фильма напомнила Мишку Карася из "Ликвидации", что внешне, что подачей образа гопника-беспризорника. Мишка мне понравился, но его интонации в исполнении девочки, буквально, слух резали. И еще можно придраться к анахронизмам. Например, в одной из сцен показывают, как уличные танцоры разбегаются от ментов, волоча за собой магнитофон, а в другой героиня Фрейндлих, жалуясь на пропажу сережек, говорит "...это же не телефон в конце-концов потерять". Между таким магнитофоном и первыми мобильными телефонами прошло больше лет, чем показано в фильме. И таких деталей при желании можно насобирать с десяток, а потом оживленно спорить, что, когда и у кого, все-таки, успело появиться, и надо ли было показывать в кадре спорткар именно этого года выпуска. Но все это не отвлекает от истории, которая вышла достаточно глубокой и разноплановой, чтобы каждый нашел повод подумать о чем-то своем.

Например, какой решимостью надо обладать, чтобы выбрать для собственного ребенка среду и жизненный путь на всю оставшуюся жизнь. Фильм наглядно показывает статистический разброс от вышедших в примы через кордебалет к выпавшим из обоймы. Простояв сызмальства у станка, трудновато адаптироваться к нормальной среде, есть риск застрять на орбите, даже если профессиональные высоты не светят. Показано, как мальчик, мечтавший "вот положу матери аттестат на стол и уйду из балета, займусь чем-нибудь другим!" танцует роль второго плана. Или как девочка, мечтавшая работать в Большом, действительно получает там работу... костюмера. Или о том, каково жить и работать в тесной профессиональной среде, в которой все знакомы друг с другом максимум через третьи руки?

И еще меня заинтересовала роль Фрейндлих, героиня которой страдает старческими провалами памяти. Домогаров играет "павшую звезду", и мне до сих пор интересно, как снималась сцена, где он стыдит стриптизершу за трусы, не подходящие по цвету к чулкам и корсету. У него там настолько не наигранно пьяный взгляд, что я заподозрила, что он на самом деле напился под съемку, потому что сыграть такие глаза, по-моему, попросту невозможно.

Кино

Previous post Next post
Up