Вчера смотрели "Свадьбу Кречинского" в "Эрмитаже".
Честно сказать, сама эту пьесу никогда не выбрала бы, пошла потому, что в "Эрмитаже" до того ни разу не была, и еще за компанию, ради которой на многое согласна.
"Свадьба Кречинского" - одна из самых старых театральных пьес, идущих на русской сцене. Старше нее, пожалуй, только "Ревизор", "Горе от ума" и "Борис Годунов". С 1854 года много воды утекло, да и тот же Островский сюжет (картежник и шулер охмуряет девочку с приданым, чтоб ее деньгами покрыть свои долги) успел использовать. Ясно было, что постановщик постарается показать какую-нибудь "современную интерпретацию".
Про постановщика (Михаил Левитин) мне сказали, что "он вырос между театром и цирком и с тех пор не делает особой разницы между первым и вторым". Действительно, играют на грани буффонады, все время кричат, бегают и падают, стукаясь головой о стены. Каждая шутка многократно повторяется. Если бьют в колокол, то до тех пор, пока зритель не начинает вздрагивать при его виде: звук противный, как ладонями по ушам дали! Расплюева становится жалко: бедненький, с сотрясением мозга ведь уйдет. Поразительно, что при всем при этом происходящее не звучит наигранным. "Мне хочется, чтобы вы меня ужасно, всей душой, бесконечно любили!" или "Где взять денег?!" вызывает настоящее сочувствие. Действительно, всерьез переживаешь происходящее на сцене. Не смотря на клоунаду как сознательный прием исполнения, она не снизила, а каким-то непонятным мне образом подчеркнула драматизм происходящего.
Три (!) отделения по часу (!) пролетели на одном дыхании. Все это время актеры, что называются, держали зал! В ряду передо мной сидели школьники, седьмой-восьмой класс. Наверное, их привели из соображения, что прочитать положенного по программе никто не прочитает, так пусть хоть краем глаза глянут. Школьников в театре видели? Возня, шевеление, в особо тяжелых случаях переговоры? На балете способны заглушить топот лебединой стаи, опускающейся в дружном прыжке на старую скрипучую сцену. Так вот, ничего подобного! Детей было не видно и не слышно!
Хорошая труппа, сыгранная. Мне сказали, что Лидочка и Анна Антоновна в "Дон Кихоте" играют ослика с Росинантом. Думаю, это должно быть очень интересно, постараюсь сама посмотреть при ближайшей оказии. А еще подумала, сколько же актерам приходится учить наизусть. Ведь в репертуарном театре у каждого на счету не меньше трех спектаклей в месяц. Раньше поддержку на случай забытого текста обеспечивали суфлерские будки. Как интересно, это решается сейчас?