Изменения в питании саратовского крестьянства между 1926 и 1940 гг. (по данным обследований бюджетов).
Сталинская модернизация сельского хозяйства, известная под названием коллективизация, радикально изменила хозяйственный уклад и повседневную жизнь в деревне.
Эти изменения в чем-то изменили жизнь простого крестьянина к лучшему. Например, механизация облегчила труд, высвободила время и рабочие руки. Эти высвободившиеся руки деревня могла не только в город отправить на строящиеся заводы и фабрики, что все знают, но ведь и в самой деревне резко увеличилось число собственных специалистов, от агрономов-зоотехников до нянечек в колхозных яслях и избачей-библиотекарей. С появлением колхозов у крестьянства появилась возможность безболезненно для собственного хозяйства послать детей учиться и получать специальность с дальнейшими социальными перспективами. Причем город ждал таких крестьян так, как никогда, гарантировав работу, жилплощадь, обучение и последующий профессиональный и социальный рост.
С другой стороны, сокращение личного подворья, новая система налогообложения и обязательных госпоставок сельхозпродукции осознавалась как потеря и упущенная выгода.
Я предлагаю сравнить характер питания саратовских крестьян 1925/26 г., до модернизации, и после - в 1940 году. По данным обследования крестьянских и колхозных бюджетов.
В 1925/26 г. было проведено обследование 59 крестьянских хозяйств из 9-ти уездов Саратовской губернии, которые были опубликованы в 1928 году в известном специалистам издании. Как видим, число обследованных крестьянских хозяйств было крайне невелико. Для сравнения, в 1940 году было обследовано около пятисот семей колхозников Саратовской области. Такое малое количество обследованных крестьянских хозяйств ставит под вопрос репрезентативность выборки, однако, статистики постарались увеличить объективность исследования: разделили губернию на четыре района по близости сельскохозяйственных и товарных признаков, наметили в этих районах типичные селения и уже в них гнездами по 2-6 семей провели полное обследование. Это было первое вполне полное такое бюджетное обследование крестьянских хозяйств Саратовской губернии. Год был средним по погодным условиям и урожайности, вполне типичным для предшествующего коллективизации периода, поэтому столь важно не игнорировать эти данные и использовать их в научных исследованиях.
К сожалению, опубликованные результаты мне пришлось дополнительно обрабатывать: я сам вычислил среднее, а иногда и посемейное потребление различных продуктов питания. Вообще, в данном издании средние показатели не исчислены. Чтобы можно было прямо сравнивать с 1940 годом, мне пришлось перевести пуды и фунты в килограммы. Обрабатывая буквально каждую цифру, я заметил некоторую небрежность:
-Есть явные опечатки, которые мне пришлось как-то исправлять. Например, семья №23 потребила за год будто бы 1,7 яйца! В семье было 6 кур, которые за год принесли 300 яиц, поэтому я счел возможным использовать цифру 270 яиц.
-Есть явные округления по отдельным уездам.
-Есть несуразные цифры по потреблению отдельных продуктов. Например, семья №51 потребила именно на питание как будто по 1,236 кг картофеля на душу в день, при этом еще по 470 грамм зерновых. Это сильно выше нормальных показателей. В данной семье из 8 человек, двое взрослых мужчин, одна женшина, один подросток и четверо детей женского пола. Мне трудно представить, что в такой семье можно физически каждый день съедать по 1,7 кг хлеба, крупы и картофеля. По остальным продуктам потребление данной семьи также высокое.
Таким образом, при сравнении количественных показателей потребления отдельных продуктов, едва ли следует принимать в расчет разницу в несколько или даже в десяток процентов. Значение имеет более высокая степень расхождения, а также возможное изменение в структуре питания. Не удалось лишь исчислить потребление молока и молочных продуктов для 1925/26 года - оно почему-то указано в рублях по местным ценам. Поэтому и провести прямое сравнение по молоку не получилось.
Могу лишь проинформировать: из 59 хозяйств 1925/26 г. бескоровных было 9 (15,2%). Из этих девяти хозяйств лишь в одном потратили на покупку молока приличную сумму, соответственно восемь крестьянских семей (13,6%) молока почти не употребляли. В остальных хозяйствах содержалось 75 коров со средним удоем по 1288 л. на одну голову. При этом, в 4 хозяйствах, имеющих коровы, молока от них практически не получили и соответственно его потребление было также минимальным. Вместе с 8 вышеуказанными семьями, мы имеем 12 крестьянских семей из 59, потребление молока в которых было крайне ограниченным ( 20,3%), - это каждая пятая семья.
Аналогичных данных по 1940 году нет. По сводным данным бюджетов колхозников Саратовской области 1940 г., которые хранятся в ГАСО, колхозники употребили на питание на одно наличное лицо в день по 328 гр цельного молока без учета снятого молока, масла, сметаны, сливок и творога. Можно сравнить со средними данными по РСФСР, которые я взял из опубликованных в 1957 г. для служебного пользования «Бюджетов рабочих,
колхозников, инженерно-технических работников и служащих». Там для 1940 г. указывается в качестве средней цифра потребления молочных продуктов (уже с прочими молочными продуктам, пересчитанными в молоко, кроме масла) - 404 гр на душу в сутки. Т. е. потребление молока и молочных продуктов в Саратовской области с учетом сметаны, сливок, творога и снятого молока будет в 1940 г. близко к средним показателям по РСФСР.
Основу питания крестьян в 1925/26, помимо молока, составляли зерновые культуры и картофель. Зерновые культуры включали в себя прежде всего ржаную муку и пшено, в меньших количествах пшеничную и прочую муку, гречку, прочие крупы и бобовые, в незначительном количестве готовый печеный хлеб. Изделия из пшеничной муки в течение года ни разу не употребляли в 17 семьях из 59 (28,8%). В остальных потребление составило по 222 р в день на душу. Если вывести средний уровень потребления пшеничной муки и хлеба по всем 59 семьям, то получим - 160 грамм. Вообще зерновых продуктов в среднем на душу в день употребили по 670 гр.
В 1940 году потребление пшеничной муки колхозниками Саратовской области составило по 372 гр на душу в день. Таким образом, мы видим первое принципиальное изменение в питании крестьянства после коллективизации: увеличение потребление белого хлеба в 2,3 раза. Вторым изменением стало повышение значимости готового печеного хлеба: например,в июле 1936 г. средняя семья колхозников употребила такого хлеба по 14 килограмм. В 1925/26 г. готовый хлеб покупали 8 семей из 59 в количестве от 2 до 25 кг в год на семью, и лишь в двух семьях доля печеного хлеба была значима: 82 и 426 кг.
В целом зерновых в 1940 г. колхозники потребляли по 570 гр на душу в день, т. е. потребление зерновых снизилось на 15%. В РСФСР среднее потребление зерновых в 1940 г. было несколько меньшим, чем у саратовцев - 527 гр.
По картофелю среднее потребление крестьян в 1925/26 г. составило 381 гр в день на душу. В 1940 г. по РСФСР потребление колхозников составило 419 грамм. А вот колхозники Саратовской области в 1940 г. потребили лишь по 169 гр. картофеля на душу в день. Падение очень значительно - в 2,3 раза. В Саратовской области урожаи картофеля очень сильно различаются в разные годы, возможно такой резкий спад объясняется условиями именно 1940 г. Картофель - культура личного приусадебного хозяйства, поэтому сама по себе аграрная реформа на ней не должна была сильно отразиться.
Растительного масла в 1925/26 году крестьяне потребляли на уровне 3,2 кг в год, а в 1940 году - 1,2 кг или меньше в 2,7 раза.
По РСФСР среди колхозников в 1940 г. среднее потребление растительного масла составило еще меньше - 0,8 кг на душу.
Сахара в 1925/26 году крестьянство Саратовской области потребляло в среднем по 1,8 кг на душу в год. При этом, в 9 семьях (15%) общее потребление составло менее килограмма на семью.
В 1940 г. среднее потребление сахара среди колхозников РСФСР, но уже с учетом кондитерских изделий, составило 3,1 кг. По Саратовской области без кондитерских изделий - 844 грамма, или в 2,1 раза меньше уровня 1925/26 г. Правда, еще по 764 гр. колхозники добирали кондитерскими изделиями и медом.
Перейдем к потреблению продуктов животного происхождения. Потребление мяса птицы в 1925/26 г. небольшое: по 2,4 грамма в день на душу или по 904 гр в год. Хотя птицы не было не лишь в 4 хозяйствах из 59, мясо птицы в течение года не ели 28 крестьянских семей (47%). А вот три семьи потребили 137,1 кг или 35% от общего объема потребления мяса птицы. В этих семьях на одного члена семьи приходится по 4,3 кг мяса птицы в год против 900 гр среднего потребления.
Сравнить с потреблением 1940 г. не представляется возможным, т. к. в этот год сводные данные бюджетных обследований содержат потребление мяса в целом.
А вот потребление яиц колхозниками 1940 г. выросло заметно против потребления 1925/26 г.: 76 штук на душу в год против 53. Рост на 43%.
Собственно мяса вместе с салом в 1925/26 г. составило 11,9 кг в год, а вместе с птицей, как это принято было считать в 1940 году - 12,8 кг.
В потреблении мяса опять-таки можно заметить сильнейшую дифференциацию. В 13 семьях на 85 человек пришлось потребления мяса и сала в общем количестве 24 кг на всех за год, по 282 гр на душу. Получается, что в 22% хозяйств мяса практически не ели. С другой стороны, в 11 семьях ( верхние 19%) 93 человека потребили 3062 кг мяса и сала, по 33 кг на душу. Таким, образом, уровень потребления мяса верхней пятой части крестьянства выше потребления мяса нижней пятой части в 117 раз.
В этих цифрах отражается почва для острейшего социального конфликта в саратовской деревне в годы, предшествующие коллективизации. Если эти цифры знать, никакие «перегибы», никакой беспредел раскулачивания удивлять не будут.
В 1940 г. колхозники Саратовской области потребили мяса с салом и мясом птицы по 12,9 кг на душу в год против 12,8 кг в 1925/25 г. т. е. уровень потребления сохранился. По РСФСР в 1940 г. потребление мяса всякого с салом колхозниками было существенно выше - по 20,2 кг.
Рыба: свежая, соленая, сушеная. В 1925/26 году среднее потребление составило 1,9 кг на душу в год. 28 семей из 59-ти рыбы не ели вообще ( 49%). Очевидно, если не было реки или поблизости города, то никто в деревню рыбу и не завозил.
В 1940 году в среднем колхозники Саратовской области потребили на душу за год по 979 гр рыбы и рыбопродуктов. Т. е. потребление даже на таком минимальном с современной точки зрения уровня сократилось раза в два.
По РСФСР в целом в 1940 г. потребление рыбы колхозниками составило 1,7 кг на душу в течение года.
Таким образом, сделаем выводы. После десяти лет сталинской аграрной модернизации произошли определенные сдвиги в потреблении основных продуктов питания сельским населением, которые можно увидеть, анализируя бюджетные обследования крестьянских хозяйств 1925/26 и 1940 гг.:
В саратовской деревне стали существенно больше есть печеный хлеб, изделия из пшеничной муки и яйца. Осталось примерно на прежнем уровне потребление мясных продуктов и скорее всего молока. Несколько снизилось потребление продуктов из зерновых, сахара, если принимать в расчет для 1940 г. кондитерские изделия. Значительно упало в 1940 году потребление картофеля - в 2,3 раза, рыбы - в два раза, и растительного масла - в 2,7 раза.
NB По другим видам продуктов, по доле общественного питания в общем объеме потребления колхозников 1940 г. работа пока продолжается