Один из моих гостей предложил мне к прочтению воспоминания своего деда о голоде 1927-1933 гг. и согласился ответить на некоторые вопросы, если они возникнут по ходу текста.
Бабий бунт в Теменском.«Более тридцати лет назад, в начале 1980 г., я, учащийся техникума, приехал к дедушке на каникулы в гости. Помнится, по телевизору показывали фильм "Поднятая целина", снятый по одноименному роману М.А.Шолохова. Мы как раз проходили по литературе этот роман и естественно мне очень хотелось посмотреть фильм.
Но дед мне заявил:" Да не смотри ты его, ложь это. Вот лучше послушай меня, как на самом деле в те годы было".
Таким образом, перед нами рассказ крайне пристрастного свидетеля, который ставит перед собой цель переубедить молодого внука.
«Начал он с того, как и все пожившие в свое время люди, что в его детстве и в юности воров не было. В деревнях замков никаких не было и никто не воровал, никто не матерился, и к старшим по возрасту относились с уважением. Правда, были конокрады, но и тех было мало, потому что их на месте преступления мужики забивали насмерть».
Подтверждаю. Действительно, указ «О трех колосках» был несравнимо более гуманным, чем то, как обычно поступали с ворами сами крестьяне. Например,
родной дед жены Ющенко за кражу уздечки закопал вора живым в землю, - получил в 1929 г. три года лагеря. «Мужики в деревнях и в селах жили справно. Кто работал, тот и был зажиточным. А кто пьянствовал или лодырничал, трепал языком, тот и был голяком (бедняком)».
«Голяков» в средней деревне была почти половина. Считать всерьез половину русских крестьян лодырями и пьяницами - русофобия. Да и пили они всяко меньше нас.
В своем интервью я привел пример безвыходного закабаления крестьянина-середняка, у которого пала лошадь. Этот крестьянин, отрабатывая на кулака за право использовать его лошадь, работал ВДВОЕ против прежнего, но получал урожай много меньше.
Крестьяне 1920-х гг. все это отлично знали и про причины бедности
говорили так: «главные причины обеднения хозяйств» крестьян были таковы: стихийные бедствия ( недород, падеж скота, пожар и т.д.) - 20-60% всех бедняцких хозяйств; раздел хозяйства - 10-26%; недостаток рабочих рук ( в том числе «вдовье, сиротское и стариковское хозяйство») - 14-38%; уход мужчин «на военную службу» - примерно 10%; болезнь - около 10%; «потомственная беднота» - 6-12%; «неприспособленность и неумение вести хозяйство» («неудачники») - 5-8%; «лодырничество» - не более 5% всех бедняцких хозяйств. К последним крестьяне относили тех, кто «долго летом спит в холодке, по соседям шляется болтать, много спит и, если заведется копейка, тащит в лавочку на рыбу или еще что: любит хорошо поесть».
«Сам дед родился в селе Теменском (Теменке) Колпнянского уезда Орловской губернии в многодетной крестьянской семье в начале прошлого года и поэтому лучше знал жизнь российской деревни, чем коммунистические пропагандисты, которые позднее нас всех обманывали».
Если верить деду, то все коммунистические пропагандисты были из дворян)) Но нет, - даже А.Н.Яковлев родом из ярославской деревни, да и сам М.А.Суслов родился в крестьянской семье.
« В семье всего родилось 18 детей (последнего ребенка моя прабабушка родила в 49 лет.), но выжило 10 детей - пять сыновей и пять дочерей».
Очевидно от хорошей жизни в доколхозной деревне? Следует сравнить с детской смертностью в той же семье, но в следующем поколении, которое рожало в колхозах.
«Кроме того, в семью взяли еще двух приемных ребят. Землю, как известно, мир давал только на мужские души, и можно было, если работать на земле, жить сыто, но его отец, а мой прадед сильно любил выпить. Поэтому ,несмотря на то, что было много рабочих рук, семья жила бедно, что и неудивительно».
Если «много рабочих рук» не могли прокормить одного пьяницу, то это уже показатель производительности труда. А ведь хотелось бы, чтобы крестьяне кроме себя производили бы и продукты для города…
«А теперь, кто читал роман "Поднятая целина" пусть вспомнит образы кулаков. Какой же кулак был Тит Бородин, если даже по словам Макара Нагульнова, он родился в бедной семье? Как вернувшись с Гражданской войны, он вместе с женой благодаря непосильному крестьянскому труду, нажив грыжу, стал зажиточным? Именно благодаря таким, как он, крестьянам-работягам во все времена держалась многовековая мощь России! Ведь такие, как он, кормили всю страну в те годы. Даже вредителя гремяченского колхоза Якова Островнова кулаком нельзя назвать - он же до коллективизации также, как и Тит Бородин, сам вместе с семьей на земле работал, слыл "справным хозяином", интересующимся всеми новинками агрокультуры! И не вина их, а горе, что они стали врагами Советской власти, которая одного начисто ограбила, а другой сделался злостным вредителем!»
Я так понял, что это автор уже свои фантазии деду приписывает)) Автор почему-то полагает, что кулаком рождались, а не становились. В моем журнале куча материалов по тегу «кулаки». Кулак - это сельский предприниматель, использующий свой капитал для получения нетрудового дохода (в первую очередь ростовщичество и предоставление в аренду) Ни рождение в бедной семье, ни подвиги в гражданской войне, ни собственный труд не могли помешать крестьянину стать кулаком.
«Деду пришлось с малых лет работать. Детства у него как такого не было. Сначала он работал прислугой в помещичьей семье, а потом как только подрос, подался в дальние края на приработки».
Все это от сытной жизни в доколхозной деревне))
«Так как Донбасс находится недалеко от его Орловщины, то орловские мужики уходили работать на приработки на донбасские шахты. В одно из посещений своей малой родины широко известный в советское время А.Стаханов и сагитировал тамошнюю молодежь податься на шахты, чтобы заработать большие деньги. Таким образом, мой дед оказался в Донбассе, а затем в нынешнем Днепродзержинске. Но вскоре на Украине, а это было в 1927 г., наступил голод и дедушка уехал на Урал в г.Свердловск, где и прожил всю дальнейшую жизнь. В родное село он не вернулся - продолжалась вся та же нищенская жизнь».
Голод в 1927 г. - а нам говорят, что голодать стали лишь в колхозах))
«Как известно, в конце 20-х годов началась коллективизация. Всех крестьян стали насильственно сгонять в колхозы, а кто не хотел - того раскулачивать. Раскулачивали всех подряд - зажиточных, середняков и даже бедняков».
Всех подряд раскулачивать, но при этом менее, чем одного из ста. Впрочем, эту глупость уже не дед говорит, а автор «воспоминаний»
«Поставьте себя на место раскулаченных: как Вы сейчас отнесетесь к тому, что у Вас опишут все Ваше имущество, Вами же заработанное, и вдобавок еще из дома выгонят! Не только из дома выгонят, да еще сошлют вместе с Вашими домочадцами в глухую тайгу на верную смерть. Да Вы не только за вилы схватитесь, Вы зубами вцепитесь в тех, кто отнимает Ваше кровно заработанное добро!»
Еще одна глупость - не от деда, а от автора. Кулаки отчаянно боролись ДО раскулачивания, ибо после - на задворках области или в Сибири - бороться было поздно. Здесь автор телегу вперед лошади ставит.
«Насколько я знаю, семью деда в Теменском не раскулачивали , иначе бы они не остались еще там на долгие-долгие десятки лет. Но после вступления в колхоз, до этого бедная и нищенская жизнь стала казаться райской. Райкомовские уполномоченные и хлебозаготовители выгребали из колхоза весь хлеб, собранный крестьянами Теменского, ничего взамен не оставляя. В результате есть стало нечего, наступил великий голод. Да к тому же стали сажать семьи, дети которых, чтобы как-то прокормиться, собирали оставшиеся после уборки на полях колоски!
Самое чудовищное, что уполномоченные, хлебозаготовители и прочие партийные деятели районного масштаба, допустившие голод, не голодали! Эти деятели скармливали зерно своей же личной скотине в то время, когда люди пухли и мерли от голода!
Наконец, когда в очередной раз уполномоченные-паразиты приехали в Теменское, то их тут же окружила толпа женщин. Эти простые русские бабы, а их было более 100, раздели этих уполномоченных догола, избили и просто вышвырнули из села! Это как можно довести их, чтобы они отважились на этот по-настоящему геройский поступок, не боясь репрессий сталинского режима! Как видите, "Бабий бунт", описанный в романе М.А.Шолохова, был в реальной жизни!
Понятно, НКВД не оставил это событие без внимания: многие в Теменском были осуждены, сосланы в Сибирь и больше не вернулись. Просматривая в Книге Памяти общества Мемориал Орловской области я обратил свое внимание, что в ней находится много знакомых фамилий моих родственников, репрессированных колхозников Теменки. И совсем недавно я обнаружил в Интернете сообщение, рассказывающее о "бабьем бунте" в Теменском, и снова убедился в правоте и в честности моего деда в отличии от наших современников- сталинистов, все еще пытающихся извратить нашу историю».
Тут дополнительные вопросы, без которых историю не имеет никакого смысла оценивать:
1. Насколько я понял, дед свидетелем этих событий не являлся, т.к. жил в Свердловске? Т.е. мы имеем пересказ «через третьи руки», как минимум?
2. Про какой год идет речь?
3. Какой урожай в этом году получил колхоз? Зерна? Картофеля? Овощей? Сена?
4. Был этот урожай ниже, чем обычно или нет?
5. Какова была задолженность колхоза по контрактации зерна? - в доле от обычного урожая?
6. Уполномоченные беспредельничали - верю. Что предприняли колхозники? - для отстаивания своих законных прав, которые были подтверждены постановлением ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. «О революционной законности», которое колхозники знали наизусть: «3. Устранить факты наложения твердых заданий, раскулачивания и т.п., допущенные в нарушение законов советской власти в отношении отдельных колхозников и единоличных середняцких хозяйств…
4. Обязать суды и прокуратуру привлекать к строгой ответственности должностных лиц во всех случаях нарушения прав трудящихся, в особенности в случаях незаконных арестов, обысков, конфискаций или изъятия имущества и проч., и налагать на виновных строгие меры взыскания.
5…привлекать к строгой ответственности всех должностных лиц, виновных в нарушении основных начал колхозного строительства:
а) в нарушении выборности правлений и других органов колхозов;
б) в произвольном распоряжении имуществом колхозов, их денежными средствами и отведенной в их пользование землей;
а) в применении недопустимых приемов командования в отношении колхозов …»
Куда обращались с письменными жалобами? Это современному городскому интеллихгенту может показаться, что лучшая форма обращения с уполномоченными - раздеть их догола, но крестьяне иллюзиями не страдали, чтобы так сразу своих жен подставлять.
7. Разворовывали ли колхозное добро до закона «О трех колосках»? Кто попадался? Как с этим стало обстоять дело после этого закона? Напоминаю, что в голод эффективно делить продовольствие поровну, а не по принципу «сначала ворам, а то, что останется поровну».
8. «Эти деятели скармливали зерно своей же личной скотине в то время, когда люди пухли и мерли от голода!» - т.е. действовали как прежние кулаки)) Только на кулаков управы не было, а на
подобных тварей в органах советской власти уже была. 9. Сменилось ли районное начальство после этих событий?
«На Урале события в те годы разворачивались еще в худшем варианте, чем в черноземной полосе центральной России. Мой дед, как я сообщал, приехал в Свердловск в 1927 г. Как известно, в то время в Свердловске начиналась великая стройка века - возводился Уралмашзавод. Голода там пока не было - он наступил позднее».
О как! Значит, по всей стране все-таки жрать было нечего - не только на Украине? Ющенко повесится…
«Моя бабушка родилась в крупном по тем временам селе, расположенном в нынешней Челябинской области, неподалеку от г.Каменск-Уральский. Мой прадед был середняком, был мастером на все руки. Поэтому жил зажиточнее, чем его сват, хотя у него был только один сын - дядя Гриша, родной брат моей бабушки. Будучи грамотным, он работал в царское время кассиром волостного отделения Крестьянского банка и пользовался большим доверием среди своих односельчан. По рассказам родных, он и его семья даже есть не садились, не поделившись с нищими. Известный советский военачальник Иван Александрович Онуфриев, который был сподвижником В.К.Блюхера и вместе с ним позднее расстрелян, вспоминал в своей книге, изданной в 30-х годах прошлого века, что обязан своей жизнью моему прадеду, который во время Гражданской войны, не побоявшись колчаковских карателей, спас его, когда будущего начдива выдал белым его родной отец.
И вот когда в селе был создан колхоз, то моему прадеду поручили выделывать кожи. Как-то раз приехал в село его зять - Георгий Андреевич Обухов, являющийся также уроженцем тех мест и увидел, что мой прадед выделывает кожи. Тут же составил донос в НКВД, что мой прадед якобы скупает скотину, убивает ее, а мясо и кожи продает. И вот когда приехали чекисты, чтобы выяснить, как на самом деле обстоят дела, то председатель колхоза испугался ответственности и подтвердил этот донос. В результате моего прадеда раскулачили, а его зятек, доносчик и иудушка Георгий Андреевич Обухов, был соответственным образом поощрен за проявление "своей политической бдительности", тут же вступив в коммунистическую партию!»
Да, хороша семейка…
«Слава Богу, нашлись в селе люди, которые выдали моему прадеду документы, по которым ему удалось спастись от высылки и приехать в Свердловск к моей бабушке, которая там уже жила. Но и там в Свердловске оставаться было опасно, так как по законам того времени кулакам в крупных городах было запрещено жить».
Может все-таки дело в фальшивых документах? Оно как бы и сегодня … жить с ними не просто.
«И только благодаря моей бабушки ее младший брат Григорий поступил на курсы, где получил рабочую специальность и позднее уехал в г.Ревда.
Но Георгий Андреевич Обухов продолжал проявлять свою "бдительность": узнав адрес деда, он составил новый донос, по которому выходило, что в Свердловске проживает моя бабушка - член кулацкой семьи. В результате пришел участковый с постановлением, согласно которому она должна в течение суток покинуть Свердловск. Бабушка вместе с моей мамой вынуждена выехать в Ревду. Мой дед попытался оспорить это постановление, но ему в прокуратуре заявили, что он не имеет никакого права заступаться за членов кулацкой семей. И только после выхода статьи Сталина, где было написано "сын за отца не отвечает" дед добился отмены этого решения и вернул бабушку в г.Свердловск, но было уже поздно: бабушка, тяжело заболев, вскоре скончалась, оставив пятилетнюю дочь - мою маму. Бабушке не исполнилось 28 лет...»
«Но я немного отвлекся от темы и продолжу свое повествование. Как я уже писал: когда приехал мой дед на Урал в 1927 г., то голода не было - он наступил позднее, в 1930-1933 гг.
Также, как и в центральной России, в Уральской области была проведена сплошная коллективизация. В результате предпринятых Советской властью мер, положение стало еще хуже».
Какие меры Вы имеете в виду? Поскольку я эти меры знаю, то трудно представить, что именно от них могло быть хуже.
«Уже в начале 1930 г. стали умирать люди, появились случаи людоедства».
Дед лично знал этих людей? Кто они по роду занятий, количеству детей и работников в семье, наличию скота? Почему они не получали карточки? Или это на уровне слухов?
«Такого голода, как этот, никогда не было Урале, и не только на Урале, но и в Сибири, на Алтае, в Казахстане».
Если мы разбираем воспоминания, то Ваш дед жил на Урале с 1927 г.
«Отчаявшиеся люди были вынуждены бросать свои дома и бежать туда, где можно было прокормиться. Они штурмовали проходящие поезда, чтобы выбраться в города, где было не так голодно, как в деревне. По воспоминаниям моих родных, на Привокзальной площади Свердловска в то время вступить нельзя было - всюду лежали трупы умерших от голода людей. Поэтому я считаю, что семье моего прадеда еще повезло - они сумели еще до голода выбраться в Свердловск и в Ревду».
Дата нужна точная относительно трупов на вокзале и переезда в Ревду.
«К тому же иудушке Георгию Андреевичу Обухову едва добралась завшивевшая его мать, которую он вынужден приютить ее у себя. Уж лучше бы он ее не оставлял: он ей позволял съедать только один кусок хлеба, но если она тянулась за вторым, то он тут же бил ее по рукам! Поэтому она недолго прожила у него».
«К чему я все это написал? Я не требую никакой компенсации за покалеченные судьбы моих родных»
Гхм, кхм, упс… А что - этот иудушка Георгий Андреевич Обухов потомства не оставил?
«…но хочу, чтобы все знали, как жили в то время люди, которых уничтожала как тараканов своя же "народная" Советская власть!»
Советская власть - это Георгий Обухов?
«И я считаю кощунством современных сталинистов, которые не только стараются замолчать, но и отрицать реалии того времени, выставляя его райской жизнью и рассказывая, что СССР при Сталине стал могущественной мировой державой! Но при этом они умалчивают, что мощь эта была построена на костях и горе многих десятков миллионов людей, и впоследствии, как не тяжело осознавать, явившейся одной из причин распада СССР.
Люди, помните это, Давайте мы все учтем уроки истории, чтобы они еще раз не повторялись»
Это все еще Ваш дед или уже Вы?
NB. Данные воспоминания - яркий пример того, что с воспоминаниями должен разбираться специалист. В этом случае дед моего гостя был взрослым человеком и рассказал эту историю гостю 30 лет назад, когда тот был еще юношей. Любому читателю очевидна перепутанность истории деда с современными возрениями автора. Поэтому историки воспоминания, дошедшие через вторые руки обычно и не рассматривают.
Дальше идет беседа только между мной и уважаемым гостем.Остальным не встревать!!!