Где мой дом? Вопросы к цивилизации

Jun 26, 2014 11:05



Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
Вадим Шефнер

Мой друг Валера Веряскин написал прекрасную статью о том, что он делает, когда чувствует себя маленьким и одиноким. Я чувствовал себя маленьким и одиноким почти всегда.



Не потому, что меня не любили, а потому что я не ощущал себя частью чего-то большего. Мне были чужды клубы по интересам, патриотизм, мужские сборища на футбол или водку, но я не хотел быть один и постоянно искал принадлежность, опору. Искал свой дом.


Я вижу, что так чувствует каждый. Я вижу это по своим клиентам, которые снова и снова повторяют слова: ложь, кризис, перемены, бессилие, страх. Они так же, как и я когда-то, соскучились по дому. Изоляция вызывает страх, а страх - причина десяти тысяч бед. В хорошей теплой компании нам едва ли захочется сделать какую-то гадость, скорее всего, захочется взять гитару. Среди своих мы раскрываемся и поём, в одиночку - запираемся и воем.

В поисках дома, я, как и все, опирался на достижения цивилизации, но снова и снова проваливался в пустоту. Мне казалось все надуманным, вторичным, выстроенным из картона, чтобы прикрыть что-то более важное, скрытое от глаз.

Дальше я поделюсь своим взглядом на мир. Ваша история может быть абсолютно иной, я уважаю это и не хочу вас обидеть. Это чистой воды имхо на правах моего блога.
  • Первыми на вылет были наука и технология. Все, что заменяет человека, обрекает его на еще большее одиночество.
  • Затем рассыпались политические и социальные институты. Понятия демократии, государства, экономики и революции похожи на пыль, им не более пяти тысяч лет, их сдует первым порывом истории. Ни опоры, ни ответов, ни тем более мира они мне не предложили.
  • Пятнадцать лет в бизнесе, и темы потребления, богатства и славы канули в небытие. Пусто и одиноко, особенно на вершине, так называемой, пищевой цепочки.
  • Отправился искать защиты у богов, но с религиями случилась та же история. Сколько ни учил я христианские догмы или исламские заповеди, они не прилипали, потому что не отзывались в сердце. Правда там есть, но не вся, а значит нет опоры. Даже четыре заповеди буддизма, самой простой, древней и мирной религии, не смогу повторить. Особенно далека соединяющая все основные религии тема спасения. Меня спасать не надо. Ни Христу ни черту.
  • Затем настал черед святая святых - культурного наследия. Рискую прослыть невеждой, неблагодарным и другими обескультуривающими именами, если скажу, что достижения культуры мне не слишком дороги. Джоконда, миланский Дуомо и третья симфония Брамса, которую я так нежно люблю, вторичны. То есть они прекрасны в контексте культуры и для светских раутов, но поселись я в лесу, я через неделю забуду о них. Они будут вытеснены чем-то несравнимо бОльшим.

В итоге я не нашел ничего надежного, наполняющего, из того, что дает цивилизация. Вроде все в порядке, но чувствую, где-то врут. В чем-то главном.

Цивилизация не может объяснить мне, кто я, и где мой дом.

А кто тогда может?

Писатель Даниел Куин в книге "История Би" говорит о Великом Забвении. Наша цивилизация началась десять тысяч лет назад с появлением земледелия, городов, коммерции и королевств. Так случилось, что люди забыли, как они жили до этого, то есть предыдущие три миллиона лет. Вся культура, философия, религия с начала письменности до наших дней упускает этот период. Ученые называют этот период уничижительно - "доисторическим" - а это 99.7% человеческой истории!

Куин аргументирует, что, может быть, мы забыли самое интересное, потому что доисторические люди жили совершенно иначе, не зная большинства тех страданий, что принесла с собой цивилизация, главное из которых - воцарение человека над природой.

Как жили доисторические люди, можно судить по остаткам древних племен Африки, Амазонии и Океании, живущих без изменений миллионы лет. Существует множество книг и свидетельств, показывающих абсолютно иную, уникальную и мудрую культуру.

Главное отличие этих культур от нашей - в отношении к природе. Для нас она мертва, и дана нам, как бесконечный ресурс наших растущих потребностей. А мы даны друг другу, как конкуренты в борьбе за эти ресурсы. Для них - живое всё, от ветра до камня, и человек является такой же частью живой природы, ни в чем не превосходя и не уступая самой маленькой букашке. Тогда жизнь превращается в построение бесконечной сети отношений и партнерств на всех уровнях, видимых и невидимых, с существами, имеющими одну и ту же цель - взаимное процветание.

Почему я об этом рассказываю? Потому что этот взгляд на мир откликается в самой глубине моего сердца. Стучит, как истина, на самом его дне. В этом моя абсолютная, непреходящая, мощная опора. Здесь я нахожу себя и свой дом, подобно тому, как нашел свой дом Джейк Салли в "Аватаре". Мне просто не может быть одиноко в такой огромной, мудрой, любящей компании.

Я понимаю, что "зеленая" тема банальна и немодна. Говорить с деревьями - клиника, слушать птиц - развлечение, следить за ходом солнца по небу - тоска. Все отброшено, отрезано, забыто за ненадобностью. В новостях футбол и нефть. В христианстве ни слова о природе, только о спасении. В языке жуткие слова: окружающая среда, полезные ископаемые, лесные угодья.

Писатель и мыслитель Чарльз Эйзенштейн в книге "Наши сердца знают о возможности более прекрасного мира", пишет, что наша монокультура, доминирующий миф, построенный на принципе раздельности, приводит нас к беспомощности и одиночеству. Мы отделяемся от силы, породившей и питающей нас. В своей изоляции мы подошли к краю. Эта история больше не работает.

Я пишу для себя новую историю. Историю единения. "Я существую сквозь твое существо", говорят в Южной Африке. У меня мало навыков, чтобы сразу начать жить по этому принципу, потому что десять тысяч лет меня учили другому. Ничего, разберемся, вон какие мощные учителя у меня за окном.

Ива над руслом реки, пчела на стекле, горлица на ветке тополя. Вот то, что я вижу сейчас. И это все, что мне нужно, чтобы чувствовать себя нужным. Это мой дом.

новый мир, мой путь

Previous post Next post
Up