"Наука логики" в графобразах 4

Oct 05, 2023 10:57

В. Конечность

а) Нечто и некоторое другое

Замечание к схемам:

нарисовано неаккуратно (искал удобный способ оформления, а когда нашёл, сил и времени перерисовывать уже не осталось :) ), поэтому  «категории» в некоторых колонках заезжают на соседние. Как ориентироваться? «Категории» в колонке всегда в одиночестве. Где «категория» на рисунке большей своей частью находится, там она и располагается.

«Нечто и другое суть, оба налично сущие или нечто.»



Ситуация очень похожа на изображённую в первоначальной схеме-2 в которой появляется "ничто".



«.. , каждое из них есть также некоторое другое. Безразлично, которое из них мы называем сначала и лишь потому именуем нечто»

«Оба определены и как нечто и как другое, суть, значит, одно и то же, и между ними еще нет никакого различия.»



«но в том виде, в каком пока что положено другое, оно само по себе, правда, находится в соотношении с нечто, однако вместе с тем оно есть также и само по себе вне последнего, следует поэтому брать другое как изолированное, в соотношении с самим собою,»



«Таким образом, другое, понимаемое единственно как таковое, есть не другое некоторого нечто, а другое в нем самом, т. е. другое самого себя.»

«Другое само по себе есть другое в самом себе и, ...»



«... следовательно, другое самого себя есть, таким образом, другое другого, - стало быть, всецело неравное внутри себя, отрицающее себя, изменяющееся. Но оно вместе с тем также и остается тождественным с собою, ибо то, во что оно изменилось, есть другое, которое помимо этого не имеет никаких других дальнейших определений. А то, что изменяется, определено быть другим не каким-нибудь иным образом, а тем же самым; оно поэтому сливается в том другом, в которое оно переходит, лишь с самим собою.»



Моё замечание:

Все эти манипуляции с «другим» можно назвать так - «посмотреть на себя со стороны глазами другого».

«Таким образом, оно положено как рефлектированное в себя со снятием инобытия; оно есть тождественное с собою нечто, по отношению к которому, следовательно, инобытие, составляющее вместе с тем его момент, есть некое отличное от него, не принадлежащее ему самому как такому нечто.»



«Нечто сохраняется в своем неимении наличного бытия, оно существенно едино с ним и существенно не едино с ним. Оно, следовательно, находится в соотношении со своим инобытием; оно не есть просто свое инобытие. Инобытие в одно и то же время и содержится в нем и еще отделено от него. Оно есть бытие для другого.»



«Оно сохраняется в своем неимении наличного бытия и есть бытие; но не бытие вообще, а как соотношение с собою в противоположность своему соотношению с другим, как равенство с собою в противоположность своему неравенству. Таковое бытие есть в-себе-бытие.»







«Тем самым в-себе-бытие есть,

во-первых, отрицательное соотношение с неимением наличного бытия, оно имеет инобытие вне себя и противоположно ему; поскольку нечто есть в себе, оно изъято из инобытия и бытия для другого.

Но, во-вторых, оно имеет инобытие также и в самом себе, ибо оно само есть небытие бытия-для-другого.»



« бытие-для-другого есть,

во-первых, отрицание простого соотношения бытия с собою, соотношения, которым ближайшим образом должно быть наличное бытие и нечто; поскольку нечто есть в некотором другом или для некоторого другого, оно лишено собственного бытия.

Но, во-вторых, оно не есть неимение наличного бытия, как чистое ничто. Оно есть неимение наличного бытия, указующее на в-себе-бытие, как на свое рефлектированное в себя бытие, равно как и наоборот, в-себе-бытие указует на бытие-для-другого.»



«Оба момента суть определения одного и того же, а именно определения нечто. Нечто есть в себе, поскольку оно ушло из бытия-для-другого, возвратилось в себя. Но нечто имеет также некоторое определение или обстоятельство в себе (здесь ударение падает на «в») или в нем, поскольку это обстоятельство есть в нем внешним образом, есть бытие-для-другого.»



«Это ведет к некоторому дальнейшему определению. В-себе-бытие и бытие-для-другого ближайшим образом разны, но то обстоятельство, что нечто имеет то же самое, что оно есть в себе, также и в нем, и что, наоборот, то, что оно есть как бытие-для-другого, оно есть также и в себе - в этом состоит тождество в-себе-бытия и бытия-для-другого, согласно тому определению, что само нечто есть тождество обоих моментов, и что они, следовательно, в нем нераздельны.»



«В единстве нечто с собою бытие-для-другого тождественно со своим «в себе»; бытие-для-другого есть, таким образом, в [самом] нечто. Рефлектированная таким образом в себя определенность тем самым есть снова простое сущее, есть, следовательно, снова качество, - определение.»



Previous post
Up