Jul 12, 2015 17:52
"Моисей сказал главам племен Израиля: «Вот что повелевает Господь. Если мужчина дал обет Господу или же, поклявшись, взял на себя обязательство, он не должен нарушать свое слово - пусть исполнит все, что пообещал". (Книга Чисел, глава 30, стихи 2-3, Современный Русский Перевод Библии / Недельная глава Торы МАТОТ, 1-я алия)
Первое, что бросается в глаза - это то, что Моисей обращается с этой заповедью не как обычно к "сынам Израиля", а к главам племён. Возможно ли, что эта заповедь касается только лидеров, и не касается простых людей? Из дальнейшего контекста главы понятно, что такое понимание исключено. Но тем не менее понятно, что в вопросах обетов и зароков на лидеров будет возложена особая роль. Мы вернёмся к этой роли чуть позже.
Второе, на что сразу обращаешь внимание - это сила слова как такового. "Он не должен нарушать слово": нарушать - "йахэль", от слова "халяль", первое значение которого - осквернять. "Осквернить храм", "обесчестить девушку", "стать ритуально нечистым" - во всех этих случаях Библия использует глагол халяль. Т.е. буквальный перевод - "не должен осквернять слова своего". Какая здесь идея? Сказанное слово, данное обещание - священно как храм, как жертва, как честь невесты. Сказанным словом человек может создать себе заповедь, которая будет для него также обязательна к исполнению, как и другие заповеди Библии. Бог сотворил мир словом. Он также сотворил человека по своему образу и подобию. Наши слова имеют огромную силу, которую мы подчас не осознаём. Мы говорим: "я хозяин своего слова, хочу дал, хочу - забрал..." А вот оказывается всё совсем не так.
Третье, мимо чего не пройти в этом стихе и в этой главе вообще - это различные роли мужчины и женщины. Сказано "мужчина... не должен нарушать своё слово". А женщина что, может нарушать? Неужели ценность слова женщины меньше, чем ценность слова мужчины? И что делать с правом мужчин отменять обеты, данные женщинами - всё, о чём говорится с 4-го по 16й стихи?
В современном мире нам приходится стыдиться таких мест в Библии. Наше общество говорит: различий нет, мужчина и женщина равны, а значит, любые различия их ролей необходимо устранить. Другая крайность - огульное осуждение феминизма, попытка сунуть голову в песок и делать вид, что мир и отношения между женщинами и мужчинами за 4 тысячи лет совершенно не изменились.
Сделаю лирическое, а точнее статистичекое отступление. Приведу цифры, позаимствованную из вчерашней статьи в журнале The Economist. В 1985-м году женщины составляли 46% среди студентов высших учебных заведений стран ОЭСР (OECD). Сейчас их - 56%, и данные показывают, что рост продолжается. Это попросту означает, что женщины по всему миру лучше образованы, чем мужчины. Читай: женщины лучше подготовлены к тому, чтобы занимать лидирующие позиции в условиях экономики, основанной на знаниях. С другой стороны, мы видим всё больше тревожных статистических данных о том, что среди мужчин растёт число тех, кто не имеет образования, работы и семьи. Все эти три вещи взаимосвязаны: в течение веков в сельском хозяйсве и промышленности существовало множество профессий, связанных с физическим трудом и не требовавших высокого уровня образования. Сегодня таких профессий остаётся всё меньше. Мир стремительно движется к тому, что все работники разделяются на две категории: люди, которые умеют управлять умными машинами и люди, кого умные машины заменяют. Среди первых всё больше женщин. Среди вторых всё больше мужчин. Как следствие, женщина всё чаще уже не смотрит на мужчину как на кормильца. Она спокойно может прокормить себя сама. Более того, женщине проще остаться одной, чем связывать свою жизнь с человеком, который не то что не кормилец, а скорее обуза. В мире, где знание - сила, мужчины становятся слабым полом. Поэтому кризис традиционных ценностей, который мы сегодня наблюдаем в развитых странах - это в первую очередь кризис мужчин, не желающих брать на себя ответственность.
Возвращаясь к нашей главе, о чём же всё-таки она говорит? Во-первых на основании стиха 10, ценность слова женщины ничуть не меньше, чем ценность слова мужчины: "Всякий обет, данный вдовою или разведенной, всякое обязательство, какое она на себя взяла, сохраняет силу." Библия предусматривает 2 ситуации, где мужчина несёт особую ответственность за женщину: ответственность отца по отношению к дочери, и ответственность мужа по отношению к жене. 14-й стих говорит: "Любой обет, любая клятва смирять себя, которую дала жена, должны быть подтверждены либо отменены ее мужем." Слово "леаннот" - "смирить" можно также перевести как "причинить скорбь" или "причинить вред". Любой обет связан с ограничением и смирением. Но если муж считает, что взятые его женой на себя ограничения наносят вред ей или их отношениям - в такой (и только в такой) ситуации, он должен взять ответственность на себя и отменить обет жены.
Стихи с 4 по 6й говорят: "Если женщина, живущая, пока она не замужем, в доме отца, дала обет Господу или взяла на себя обязательство, а отец, узнав о ее обете или взятом ею обязательстве, промолчал, то любой ее обет или взятое ею обязательство сохраняет силу. Но если отец, узнав, запретил ей, то любой ее обет или взятое ею обязательство теряет силу. Господь простит ее, ибо это отец запретил ей." Для меня ключевые слова здесь - "отец, узнав об обете, взятом ею". Мне кажется здесь устанавливается довольно высокая планка отношений между отцом и дочерью. Отец должен быть человеком, которому дочь может поведать довольно интимные вещи - такие, как данный ею Богу обет. И эти поведанные тайны также налагают на мужчину-отца ответственность.
"Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу". По-моему, в этих бессмертных словах Сент-Экзюпери ключ к пониманию 30-й главы Чисел. Сказанное слово - это очень серьёзно. Именно поэтому глава эта начинается с лидеров. Мы часто совершаем необдуманнаые поступки, говорим необдуманные слова, даём необдуманные обещания - сами себя загоняем в тупик. А значит нам нужны лидеры, способные помочь нам распутать то, что мы сами запутали, выбраться из нами же созданного лабиринта. И в первую очередь Библия призывает мужчин быть такими лидерами для своих женщин - быть в ответе за свою розу. И сегодня это актуально как никогда. Раньше мужчина мог заставить женщину идти за собой, потому что у неё просто не было альтернативы. Сейчас у нас есть только один способ сохранить традиционную модель семьи - мужчина должны быть таким лидером, за которыми женщина захочет идти. Если мы ждём, чтобы женщины нам доверились, значит мы должны научиться брать на себя ответственность. А это непросто, ой как непросто. Поэтому и такой дефицит в нашем мире - мужчина, который если "взял на себя обязательство", не нарушает свое слово, но "исполнит все, что пообещал".
недельная глава Торы,
Числа,
Матот,
Бэмидбар,
ответственность